Стр. К принципу безупречности. - Психодинамика чуда. Секреты подсознания.

Упрощенная HTML-версия

С. Ю. Хольнов. «Психодинамика чуда. Секреты подсознания»
115
Глава заключительная
К принципу безупречности
Пожалуй, главной бедой человека разумного, как бы суммирующей все его частные
беды, я бы назвал не разум – с его зачастую чудовищными наворотами и даже не себялюбие в
самых невинных или, напротив, отталкивающих проявлениях, но потерю в процессе социа-
лизации естественной текучести и пластичности, без которых человек разумный превраща-
ется в механизм, или марионетку, ведомую, увы, отнюдь даже не инстинктами в их чистых
проявлениях, а всякими интерпретациями собственных взаимоотношений с жизнью (боль-
шей частью, подсознательными). В этом смысле очень справедлива поговорка: «Назвался
груздем – полезай в кузов!» Именно так мы обычно и поступаем, сами того не замечая, вер-
нее, не отдавая себе в этом отчета.
Подумайте над моими словами, припомните себя в разнообразных ситуациях и, воз-
можно, вы придете к выводу, что слишком часто делаете именно то, чего ожидают от вас
окружающие, и что вы сами для себя определили как поведение, присущее именно вам. А те,
кому нравится обманывать чужие ожидания, делают это, опять-таки, в силу каких-то соб-
ственных устоявшихся предпочтений. Между тем, фундаментальный антипринцип парало-
гии гласит:
Любое правило абсурдно уже потому, что это правило; любая схема мертва
и ядовита; любой метод неприменим. Избавься от всего этого – и обретешь себя.

Предвижу ваше недоумение: это же абсурд – устанавливать правило (более того, целую
систему принципов, правил и предписаний), категорически отрицающее любые правила!
Что ж, с точки зрения рассудка, может, и абсурд. Однако…
Однако мы уже договорились о том, что все наши взгляды, концепции, привычки, пред-
почтения и прочее, обретенные нами в процессе социализации, составляют нашу человече-
скую форму и препятствуют нашей текучести. Следовательно, если мы намерены действи-
тельно плыть в естественном потоке бытия, то нам придется от всего этого избавиться – в
том числе и от любых конструкций самой паралогии. Как же быть?
На этот случай у индийских йогов припасена подходящая аллегория. Они сравни-
вают человеческую обусловленность с колючкой, впившейся в тело и мешающей нормально
существовать. Чтобы от нее избавиться, нам потребуется другая колючка, которой можно
выковырять первую. Иначе говоря, нужен какой-то метод (в приведенном примере – метод
йогический). Ну, а избавившись от колючки, доставляющей страдания, при помощи другой,
выбрасывают обе.
У толтеков аналогичным целям служит принцип контролируемой глупости, согласно
которому, мудрец может делать все то же самое, что и прочий двуногий, и все равно дей-
ствие мудреца будет качественно отличаться, поскольку он прекрасно сознает истинную
цену любому действию.
В нашем случае антипринцип паралогии призывает нас душевно не вовлекаться ни в
какие принципы и системы, не отождествляться с ними (а заодно – и с собственными взгля-
дами), как часто теперь говорят. В общем, антипринцип паралогии – это предостережение
от чересчур серьезного подхода к жизни.
Однако вернемся к нашей обусловленности. Совершенно верно: всякий человек в этой
жизни играет, как правило, несколько ролей. Дома это сын, дочь, муж, сестра, жена, мать и
т. д.; на работе – начальник, подчиненный, перспективный специалист, разгильдяй, красотка
местного масштаба и т. п.; в дружеской компании – отличный собутыльник, зануда, кисей-
ная барышня, душа компании, остроумный собеседник, нытик и попрошайка… Но все эти
частные роли, или суброли, отлично комбинируются в некую результирующую личность,