С. Ю. Хольнов. «Психодинамика чуда. Секреты подсознания»
12
Обычные состояния человека
До сих пор мы говорили об измененных состояниях сознания человека разумного в
свете тех преимуществ, которые можно из них извлечь. Однако не стоит упускать из виду и
наше нормальное состояние: вернее, наши состояния, поскольку их несколько (а если учиты-
вать и нюансы, то очень-очень много). Можно, конечно, предположить, что о них-то, об этих
состояниях, в которых мы, главным образом, и проводим жизнь, нам известно решительно
все. Но это, увы, не так, далеко не так. Тут уместна аналогия: множество людей сегодня
постоянно пользуются мобильной связью, компьютером, Интернетом, но данный факт вовсе
не значит, что все эти люди четко представляют себе устройство того, другого и третьего.
В общем, нам будет полезно немного уточнить: а что же такое эти наши самые обычные
состояния, в которых мы в основном и живем, не особенно о них задумываясь? Выше мы
уже коснулись данного вопроса, главным образом, в ракурсе психологии и психопатологии.
А сейчас мы попробуем рассмотреть его в ином свете.
Вообще-то, их достаточно много, как я уже сказал, – нормальных состояний сознания
человека разумного. Однако мы можем выделить два основных состояния, характерных для
тех временных отрезков, в которые всякий нормальный человек бодрствует и занимается
самыми обычными вещами: работает, развлекается, отдыхает в кругу друзей, гуляет с семьей
и т. п. Воспользуюсь терминами западного шаманизма и назову их состояниями интеллекта
и заботы-тревоги. Сразу же поясню: и того и другого состояния, так сказать, в чистом виде
нормальный человек достигает очень редко, пребывая обычно в некоем смешанном состоя-
нии, несущем черты обоих в той или иной пропорции.
Можно представить себе это графически. Тогда состояния заботы-тревоги и интел-
лекта будут у нас полюсами. А человек в каждый период нормального бодрствования пре-
бывает в какой-то точке отрезка, их соединяющего. Иногда он приближается к состоянию
заботы-тревоги, а в другое время – к состоянию интеллекта. Причем у людей различаются
диапазоны, в которых обычно происходят указанные колебания. Чья-то психика, в целом,
тяготеет к состоянию интеллекта, а чья-то – к противоположному полюсу.
Кстати, в модели толтеков, объясняющей все наши переходы из одного состояния в
другое смещением так называемой точки сборки восприятия, эти два ее положения – интел-
лект и забота-тревога – помещаются рядышком. Но для нас, естественно, расстояние меж
ними может представляться громадным.
Что же характерно для этих состояний? В чистом виде состояние интеллекта пригодно
для сознательного выстраивания логических цепочек, для решения каких-то стандартных
задач, для оценки ситуаций и т. п. Я не случайно употребил слово «стандартных»: наша инту-
иция в состоянии интеллекта обычно молчит, и потому настоящее творческое мышление
требует уже слегка измененных состояний. Дополнительно состояние интеллекта характе-
ризуется определенными диапазонами эмоциональной и психической активности. В прин-
ципе, я думаю, это состояние знакомо каждому. Будучи в нем, человек, как говорится, чув-
ствует ясную голову и готовность шевелить мозгами.
А вот в состоянии заботы-тревоги преобладают эмоции, зачастую негативные, которые
не позволяют уму функционировать нормально. В принципе, интеллект работает, но ника-
кой пользы это не приносят. Потому что мысли крутятся вхолостую – именно крутятся, как
тяжелый жернов, циклически возвращаясь к одному и тому же. Про людей, угодивших в
это состояние, часто говорят, что они зациклились на чем-то. Весьма точное определение!
Придумать что-либо полезное или решить какую-то задачу, даже типовую, в этом состоя-
нии невозможно. Мысль как бы тащится по замкнутой колее, и ничего с ней не поделать,
пока ее хозяин остается в состоянии заботы-тревоги. Это сочетание зашоренного интеллекта