Стр. Работа с субстанцией воприятия. - Психодинамика чуда. Секреты подсознания.

Упрощенная HTML-версия

С. Ю. Хольнов. «Психодинамика чуда. Секреты подсознания»
121
Работа с субстанцией восприятия
А теперь, в конце книги, я попробую ответить на один читательский вопрос, который,
признаться, меня обескуражил. Некая дама очень серьезно и по-деловому спросила меня
(разговор происходил по телефону): «Вот вы говорили о «рамках» восприятия и стратегиче-
ском мышлении. Но я никак не могу реально воспользоваться этой информацией, поскольку
начисто о ней забываю, когда с кем-то беседую. Как мне быть?»
Вот так – просто и непосредственно. Во-первых, могу предположить, что это – весьма
темпераментная дама, которая часто вступает в конфликты с окружающими и, увлекшись, то
есть отождествившись с собственными притязаниями, забывает все приемы и методы мани-
пулирования биологическими объектами. Во-вторых, эта дама, по всей видимости, доста-
точно часто получает жесткий отпор – иначе бы ее не особенно волновала собственная
забывчивость.
Что ж, в третьей и четвертой главах «Искусства восприятия» я очень подробно и обсто-
ятельно, по-моему, рассмотрел проблему «рамок» восприятия, их сознательной смены, или
рефрейминга, а также и метод стратегического мышления как способ повышения собствен-
ной эффективности в самых разных житейских ситуациях, позволяющий сохранить и пре-
умножить свою бесценную психическую энергию. Я не стану сейчас целиком пересказывать
эти главы – воспользуюсь лишь выдержками из них, чтобы тот, кто эту книгу не читал, все-
таки имел представление, о чем идет речь. Итак, что же все-таки такое «рамка»…
«В нейролингвистическом программировании (НЛП) существует такой термин
«рамка» восприятия, или просто «рамка». Он обозначает некий конкретный контекст, в кото-
рый человек мыслящий постоянно помещает при восприятии любое явление.» К этому опре-
делению могу еще добавить, что вне этого контекста, вне
рамки
, всякое явление для нас
вообще лишено смысла.

И далее:
«Все
рамки
я поделил на две большие группы – на концептуальные и вариантные. К
первым, в частности, относятся всевозможные наши должности или положения, обуслов-
ленные семейными связями. Например, жена сына некоей женщины является по отношению
к этой женщине невесткой. И то – не просто формальное определение их взаимосвязей, но
и концептуальная рамка их взаимного восприятия. Понимаете?
Или же, вы идете на прием к какому-то большому начальнику и воспринимаете его не
иначе, как в
рамке
занимаемой должности, также концептуальной.
С вариантными
рамками
восприятия – с ними в основном и имеет дело НЛП – дело
обстоит еще проще. Приведу пример. Утром вы отправляетесь на работу, и ваша главная
задача в тот момент – добраться туда вовремя. Такая постановка вопроса и есть вариантная
рамка цели. (Иначе говоря, вы рассматриваете свой утренний путь в контексте того, чтобы
не опоздать на работу.) Теперь, допустим, на улице очень скользко. Вы боитесь поскольз-
нуться и упасть или ненароком угодить под машину. Вы замедляете шаг, внимательно гля-
дите под ноги… Акцент вашего восприятия сместился: теперь вы рассматриваете ситуацию
в
рамке
собственной безопасности. А спустя пять минут вы стоите на остановке. И – случа-
ются же чудеса! – «ваши» трамвай и автобус подходят одновременно. Причем на трамвае
вам ехать дольше, нежели на автобусе, зато значительно комфортнее. Значит, если вы рас-
смотрите ситуацию с точки зрения личного комфорта, или в так называемой
рамке
процесса,
то выберете трамвай, а если – в рамке цели, то выберете автобус. Надеюсь, это понятно, и
мы можем двигаться дальше.
Итак, вариантные
рамки
– начнем именно с них, поскольку они целиком принадлежат
уму – играют важную роль в нашей жизни. Во-первых, каждый из нас имеет определенные