С. Ю. Хольнов. «Психодинамика чуда. Секреты подсознания»
23
Модели содержательные и процессуальные
Теперь рассмотрим одну из важнейших характеристик моделей. Психологические
модели могут быть содержательными и процессуальными. Содержательная модель – это
конкретное описание устройства чего-либо (кого-либо) вроде уже упоминавшегося земного
диска на трех китах.
Вот, к примеру, Данте создал именно содержательную модель ада и чистилища, а также
объяснил механизм образования этой древнейшей системы наказаний. По его представле-
ниям, когда Бог одолел восставшего ангела – Люцифера, то с огромной силой низверг гор-
деца со всею его свитою на Землю, и тело дьявола проделало в ней конусообразную воронку.
Это и есть ад, в который увлекает грешников тяжесть их грехов. В основании перевернутого
конуса круги шире и вместительнее, нежели на более низких уровнях. И это весьма важно,
поскольку не так много людей можно назвать законченными злодеями – в то время как более
мелких грешников достаточно много. Чем тяжелее груз грехов, тем глубже в адскую воронку
погружается грешник. В вершине же перевернутого конуса находится сам Люцифер, кото-
рый держит в своей пасти троих величайших грешников, которым нет и не будет прощения.
Это – Иуда, Брут и Кассий.
Ну, а с другой стороны Земли образовалась гора, которая является чистилищем. По
мере того как мелкие грешники, собранные там – точнее, их души, – освобождаются от своих
земных грехов, они могут подниматься все выше и выше. Пока, наконец, полностью очи-
щенные, не взойдут на небо.
Это – типичная содержательная модель. Обратите внимание: сам Иисус никогда не
предлагал своим ученикам содержательные модели – только процессуальные, а чаще всего
Он «говорил притчами», то есть на языке гипнологов, выстраивал метафоры, которые
должны были подействовать на его окружение в заданном направлении. Это позже, при
отцах Церкви, а затем – и при схоластах внутри христианской Церкви стали создаваться
содержательные модели.
В чем же их принципиальный изъян? Да в том, что любая такая модель – это, по сути,
догма, которая лишь затрудняет психическую перестройку человека. А для нашего совер-
шенствования и обретения новых возможностей перестройка психики крайне необходима.
Посмотрите, как исторический Будда, отвечая на абсолютно конкретный вопрос раз-
ным людям, переводил этих людей в состояние внутренней работы и психических преобра-
зований. Это – даже не притча, а рассказ Ананды об одном эпизоде из земной жизни Побе-
доносного.
Рассказывают, что однажды Будду спросили: «Есть ли Бог?» И Он твердо ответил:
«Да!». В тот же самый день другой человек спросил его: «Существует ли Бог?» И Будда
столь же категорично ответил: «Нет!» А вечером того же дня третий человек спросил Будду о
существовании Бога, и Победоносный промолчал и лишь многозначительно поднял в ответ
указательный палец.
Все это видел его ученик и брат Ананда. Ночью он спросил Будду:
– Я не могу уснуть. Скажи, пожалуйста, почему на один и тот же вопрос ты дал три
разных ответа?
Будда охотно пояснил:
– Вопрошавшие были разными людьми. Первый верил, что Бога нет, и ему очень хоте-
лось, чтобы я укрепил его веру. Ему я ответил, что Бог есть. Потому что прийти к Истине
человек может, лишь освободившись от того, во что верит. Другой человек был убежден, что
Бог есть. Ему тоже очень хотелось, чтобы я подтвердил истинность его веры. Ему я ответил,
что Бога не существует. Я здесь для того, чтобы разрушать всякую веру, чтобы ум мог воспа-