С. Ю. Хольнов. «Психодинамика чуда. Секреты подсознания»
25
Концерт в метро
Приведу еще один пример, который, по-моему, очень хорошо иллюстрирует работу
психологических моделей в наши дни. Американская газета «Вашингтон пост» провела
социально-психологический эксперимент.
Холодным январским утром в вестибюле одной из вашингтонских станций метро муж-
чина средних лет достал скрипку – вероятно, с целью заработка – и затем играл на ней в
течение 45 минут. За это время им были исполнены 6 известнейших классических произ-
ведений, требующих от исполнителя высочайшего мастерства. В вестибюле с приличной
акустикой скрипка звучала великолепно. Оно и неудивительно – этот инструмент был изго-
товлен самим великим Страдивари (он и стоил три с половиной миллиона долларов), а дер-
жал скрипку в руках прославленный скрипач Джошуа Белл. Всего-то за два дня до своего
выступления в метро Белл дал концерт в Бостоне при переполненном зале, причем средняя
стоимость билета на его выступление превышала 100 долларов. А тут, в вестибюле метро,
за 45 минут виртуозной игры он собрал всего 32 доллара.
Вот что отметили специальные наблюдатели газеты во время импровизированного
концерта Белла: примерно через три минуты после его начала какой-то мужчина средних лет
обратил внимание на музыканта – замедлил шаг, даже приостановился на несколько секунд,
но затем поспешил по своим делам. Минуту спустя состоялся первый заработок скрипача:
какая-то женщина торопливо бросила в футляр от скрипки несколько монеток и, не задер-
живаясь ни на секунду, пошла дальше.
Спустя несколько минут немолодой мужчина облокотился на стену неподалеку от
музыканта и слушал скрипку минуту-полторы, после чего посмотрел на часы и продолжил
свой путь.
Наибольшим вниманием музыканта наградил карапуз лет трех-четырех: мама вела его
за руку, но мальчик все-таки остановился напротив Белла…Мама потеряла терпение и силь-
ней потянула сына за руку – мальчик поплелся за ней, хотя то и дело оглядывался на скри-
пача. Та же история повторилась и с несколькими другими детьми, однако все без исключе-
ния родители не позволили им задержаться и на минуту.
В итоге же только 6 человек ненадолго остановились и послушали музыку; 20 человек,
не останавливаясь, бросили в футляр деньги…
Проводя этот эксперимент, газета ставила вопросы: «В будничной среде и в неподхо-
дящий момент: во-первых, чувствуем ли мы красоту? Остановимся ли, чтобы ее оценить?
Распознаем ли талант в неподходящей обстановке?»
И сделала ряд выводов, важнейший из которых сформулирован ею так: «Если мы не
можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-
либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов
планеты; если темп современной жизни настолько высок, что мы становимся слепы и глухи
к столь прекрасным вещам – тогда что же еще мы упускаем в этой жизни?»
Ну, а я делаю из этого, бесспорно, интересного эксперимента собственные выводы.
Во-первых, о том, что направленность нашего внимания определяет и наше поведение, и
наше восприятие окружающего – в частности, нашу способность чувствовать прекрасное.
Внимание всех этих людей, стремглав пронесшихся мимо Белла, было сосредоточено на
каких-то делах, отнюдь не связанных с музыкой. Дети не в счет – родительские заботы их
пока мало трогают.
А во-вторых, я хотел показать, насколько влияют на наше восприятие принятые нами
модели. В случае с Беллом у пронесшихся мимо цивилизованных людей модель в данном
отношении очевидна: в вестибюле метро априори не может быть хорошей музыки в достой-