Духовное самовлечение

Духовное самовлечение, предисловие

То, что человек представляет собой функциональное единство сознания, подсознания и материального тела, в котором ни один из перечисленных компонентов не может обойтись без другого, мы уже узнали из предыдущих занятий. Мы уже знаем, что многие функции организма регулируются автономно субкортикальными областями нашей центральной нервной системы, и мы в состояниях расширенного сознания можем воздействовать на эти процессы регуляции, управляя ими.
К сожалению, не только волевые управляющие импульсы из лобного кортекса, но и эмоционально обусловленные импульсы помех из лимбической системы и сверхсильные рецепторные афференции могут оказывать значительное влияние на автономные функции. Если эти возмущающие воздействия превалируют и длятся долго, то наступают органические феномены, которые обобщенно называются "психосоматикой": длительное нарушение эндокринного и вегетативного равновесия вызывает дисфункции обмена веществ, гормональные отклонения, постоянный повышенный мышечный тонус, аллергии, ослабление иммунитета и, в худшем случае, острые повреждения органов.
Однако подверженность субкортикальных механизмов переработки и регуляции чужому влиянию имеет и свои положительные стороны: она позволяет нам в самогипнотическом состоянии сознания Пси воздействовать на нарушенные автономные функции и таким образом лечить все возможные болезни, вплоть до раковых, духовным путем.
В настоящей лекции мы не только познакомимся и научимся применять механизмы духовного самолечения, но и узнаем, как можно заранее исключить внутренние и внешние возмущающие воздействия. Таким образом, мы обеспечиваем отсутствие у себя в будущем психосоматических феноменов и отличное здоровье на протяжении всей жизни.
В следующей лекции, в которой мы познакомимся с переносом принципа самолечения на третье лицо (путем гетерогипноза и гетеровнушения), мы перейдем к подробному рассмотрению отдельных психосоматических феноменов (включая различные формы маниакального поведения) и возможностей их лечения.

ДУХОВНОЕ САМОЛЕЧЕНИЕ

Во всей Юго-Восточной Азии существуют маленькие животные, питающиеся насекомыми и фруктами и напоминающие нашу белку.— тупаи. Они живут парами на территории, тщательно охраняемой самцами от незванных гостей.
Даже в неволе тупаи проявляют территориальный принцип отношений: мгновенно атакуют своего собрата и побеждают его обычно в течение нескольких минут. Серьезные повреждения бывают при этом редко, а победитель быстро забывает о побежденном, но все-таки последний умирает в течение трех недель (см. рис. 1).
Смерть побежденного является не непосредственным следствием драки, как, например, смерть от ран, а следствием постоянного присутствия рядом победителя. Этот факт однозначно доказал зоофизиолог профессор Дитрих фон Хольст из университета Байрета. Если после драки обоих зверьков разделить деревянной стенкой так, чтобы побежденный не видел победителя, то первый придет в себя так же быстро, как и второй. Если же соперников разделить обычной проволочной решеткой, через которую побежденный постоянно видит победителя, то первый постепенно худеет, пока не умрет; пользуясь человеческими понятиями, он умирает от продолжающегося страха.
В то время как тупаи-победители уже не интересуются побежденным соперником, поведение последнего с момента поражения полностью меняется, образуются два принципиально новых типа поведения:
— активные побежденные избегают в будущем любой конфронтации тем, что сторонятся более сильного сородича и их поведение полностью зависит от поведения победителя;
— пассивные побежденные, напротив, почти целый день проводят в апатии в углу клетки и сносят редкие нападки победителя, не убегая и не обороняясь.
Если самцы-победители по своей физиологии соответствуют подопытным животным, не принимавшим участия в стычке, то побежденные проявляют явные стрессовые реакции: уменьшается концентрация гормонов щитовидной железы и половых гормонов в крови, а также содержание гемоглобина, зато увеличивается содержание холестерина и азота в моче.
У некоторых из пассивных побежденных содержание азота в моче достигает такого значения, что они отравляются им и гибнут. Другие умирают от инфекции или от опухолей. Из-за непомерно большого выделения стероидных гормонов кортизона и кортикостерона из коры надпочечников их иммунная система практически гибнет: например, количество лимфоцитов (белые кровяные тельца — часть иммунной защиты) в их крови в течение нескольких дней понижается на 20% от их нормального уровня.
У активных побежденных зверьков гормоны коры надпочечников вырабатываются нормально, но непомерно увеличивается время активности симпатических ветвей их вегетативной нервной системы и связанной с ней внутренней ткани надпочечников. Чрезмерное выделение стрессового гормона адреналина и норадреналина обусловливает учащение биения сердца (см. лекцию 11), которое раньше или позже приведет к отказу системы кровообращения и сердца — смерти в результате инфаркта (см. рис. 2).

Рис.1. Два тупая сражаются за господство в клетке (вверху); стычка постоянно кончается поражением более слабого, который через три недели умирает вследствие страха перед победителем.

Рис.2. Измерение частоты сердцебиения обоих противников: даже через несколько дней после схватки биение сердца побежденного остается на уровне боя.

Постоянный страх побежденного перед победителем (даже когда уже нет непосредственной опасности, но она еще существует в его воображении) ведет к психической нагрузке, которая, в зависимости от того, как пострадавший с ней пытается справиться, вызывает
различные физиологические последствия с разнообразными симптомами заболеваний.
Такое явление наблюдается не только у тупаев, но и у других млекопитающих, включая человека. Насколько сильно воздействие воображения, вызванного страхом, иллюстрирует следующий достоверный пример: При путешествии ученого Свена Хединса по Тибету один из его сотрудников поспорил с тибетским отшельником, который предсказал, что доктор X. умрет ровно через год. Доктор X., который в этом путешествии не раз убеждался в необыкновенных способностях отшельника, поверил и в это предсказание.
За некоторое время до предсказанного дня смерти он вернулся в Берлин, но чувство вал себя уже так плохо, что вынужден был обратиться к врачу. Его поместили в больницу. Но и там врачи не решили загадки и могли только констатировать, что пациент медленно умирает. Когда главврач узнал о предсказании, ему стало ясно, что имеет место особенно выраженный случай самогипноза, который уверенно приведет к смерти, если не...
За два дня до своего "дня смерти" доктор X. выглядел уже как покойник. С помощью лечащего врача он был введен в гипнотический сон и находился в таком состоянии в течение четырех дней. Только когда его разбудили и сообщили, что роковой день уже два дня как минул, и что "обреченный" его пережил, внушение прошло и через короткое время он был полностью здоров. Страх ввел доктора X. в состояние длительного стресса, который усиливался с приближением предсказанного дня смерти. Активными побежденными, как он, являются также все жертвы колдовства Буду вест-индских негритянских врачевателей — тех гипнотических сил, которые пришли от австралийских аборигенов и к которым относятся наши "дурной глаз" и другие приемы черной магии отечественных "колдуний".
Если бы они не поверили этому "лжеволшебству", не свели сами себя "с ума", они все могли бы выжить.
Еще один яркий пример физиологического воздействия, вызванного страхом,— на этот раз у пассивного побежденного — представляет собой судьба Джеральда Чэп-мэна: За период 1920—1925 г.г. отчаянный бандит и грабитель банков после нескольких нападений добыл несколько миллионов долларов. После того, как он застрелил одного сотрудника банка, он был схвачен и приговорен к казни на электрическом стуле. Но каждый раз, когда устанавливался день его казни, Чэпмэна охватывала такая сильная лихорадка, что тюремные врачи откладывали казнь — в США казни подвергаются преступники только в полностью здоровом состоянии.
Но все имеет свои границы, особенно терпение: после того, как накануне третьего срока казни у Чэпмэна вновь объявилась эта мистическая лихорадка, заключением суда было решено подвергнуть его казни, несмотря на состояние его здоровья.
После всего, что мы перед этим узнали о взаимосвязи тела и души, нам нетрудно найти объяснение лихорадке Чэпмэна: страх перед небытием запускал — неосознанно - в нем те механизмы тела, которые казались пригодными для сохранения жизни (ведь Чэпмэн знал, что только здоровый осужденный может быть казнен). Из вегетативных центров мозга через симпатическую ветвь его вегетативной нервной системы симулировалась защитная реакция на инфекцию (несуществующую, но воображаемую) и сразу же возникала высокая температура (обязательная при настоящей инфекции). Физиологическое воздействие внушений, которые в наших примерах имели негативные последствия, можно, разумеется, использовать и в противоположных целях:
путем позитивного самовнушения или постоянного внушения можно достичь соответствующих позитивных воздействий на материальное тело.
С возможностями самовнушаемого влияния на собственное физиологическое состояние тела мы познакомимся и научимся использовать его в этой лекции, а с влиянием постороннего внушения — в следующей. Но перед этим посмотрим, какие факторы участвуют в возникновении психосоматических заболеваний и каким образом психика может воздействовать на материальное тело положительно или отрицательно в столь значительной мере.

Лекция №12 Мюнхенский институт парапсихологии

страница 1 2 3