Луна: мифология, принципы луны.


Луна: мифология, принципы луны.

-->

Луна

Древние философы высказывали хотя и умозрительные, но верные по существу суждения о природе Луны. Эмпедокл уверенно утверждал, что холодное серебристое сияние Луны – не ее собственное свечение, а отраженный ею солнечный свет. Аристотель, например, полагал, что Луна – неплохое зеркало, а пятна на ее поверхности – отражение земных морей и материков. Зарождение селенографии связывают обычно с первыми телескопическими наблюдениями Галлилея.

Древнейшее слово Луна – буквально "светящаяся”, "блестящая”. "Luna” в латыни имеет корень lux, который означает "свет”, "блеск”.

В глубокой древности корень mes в индоевропейском праязыке являлся целым словом, которое само по себе служило названием Луны. Ученые предполагают связь этого корня с тем, который представлен в словах "мера”, "мерить”. Название мес, таким образом, указывало на видимое изменение формы Луны – изменение, позволившее людям измерять время и разделить год на 12 частей. Изменяемость (фазы) Месяца и применение этого свойства для измерения времени привело к тому, что само слово месяц стало употребляться в некоторых языках со значением "двенадцатая часть года”. Эта особенность разных народов именовать Луну двумя словами зависит от ее изменяемости, от того, что она имеет разные фазы. Из двух славянских имен спутника Земли одно – Луна – указывает на его блеск и поэтому исторически относится к полной Луне, другое же название – месяц – характеризует изменяемость Луны, и поэтому можно предположить, что оно ранее использовалось только для обозначения неполной Луны.

Астрологу в поиске ассоциативного ряда символов, связанных с Луной, могут быть интересны названия, данные астрономами прошлого "морям” Луны: Море Дождей, Озеро Сновидений, Залив Радуги, Болото Туманов, Море Кризисов, Море Изобилия. Названия горных цепей по аналогии с земными: Альпы, Аппенины, Карпаты, Кавказ.

 

 

ИЗ АСТРОНОМИИ

Луна – ближайшее к Земле небесное тело (расстояние от Земли до Луны около 400 тыс. км). Она пробегает по небу полный круг за 27,3 суток Земли, передвигаясь на 12-13 градусов в сутки или на 0,5 градуса в час. Ближайшие к нам планеты находятся примерно в 100 раз дальше, чем Луна. Лунный поперечник равен 3478 км. Луна меньше Земли вчетверо, а по массе в 81 раз. Она движется вокруг Земли по эллиптической орбите в ту же сторону, в какую Земля вращается вокруг своей оси, с запада на восток.

Мир Луны очень отличается от земного: на ней нет ни воды, ни воздуха, не бывает ни ветров, ни снегопадов. Ученые считают, что кратеры в материковых зонах возникли при падении на поверхность Луны метеоритов (есть гипотеза об их вулканической природе), сглаживающих ее рельеф. За последнее время в различных районах Земли найдены крупные метеоритные кратеры, и по размерам и по форме напоминающие некоторые из кратеров Луны. Темные области Луны – ровные участки ее поверхности.

С Земли можно наблюдать всегда только одну сторону Луны – из-за того, что один оборот по оси совпадает по времени с оборотом Луны вокруг Земли. Принципиально невидимая сторона Луны не отличается от видимой, но на ней меньше "морских впадин”.

На Луне нет атмосферы, смягчающей палящие солнечные лучи, не пропускающей к ее поверхности опасное для живых организмов рентгеновское излучение Солнца. Огромные перепады температуры лунной поверхности от дня к ночи (от +120 до - 170 градусов по Цельсию) объясняются не только отсутствием атмосферы, но и продолжительностью лунного дня (лунной ночи), которая соответствует двум нашим неделям.

Интересно, что возраст глубинных пород Луны составляет 4 млрд лет, а возраст пород Земли – только 1 млрд лет. Похоже, что унесенные дождем и ветром более древние породы Земли осели на ее спутнике Луне. Таким образом прошлое Земли мы можем искать на Луне.

ИЗ МИФОЛОГИИ О ЛУНЕ

В греческой мифологии у Луны есть немало имен, что также отражает ее изменчивость в человеческом восприятии. Селена, дочь титанов, сестра Гелиоса и Эос, в греческой мифологии была олицетворением Луны. Известен миф о любви Селены к прекрасному Эндимиону, которого она посещает ночью в Латмийской пещере. Селену обольстил Пан и подарил ей стадо белоснежных ягнят. Селена отождествлялась с Артемидой, владычицей зверей на Крите, и  Гекатой, к которой женщины в древности обращали слова заклятий, желая привлечь возлюбленного. Считалось, что колдовские манипуляции особенно эффективны при полном сиянии Селены. Ей соответствует римская Диана. Артемида, дочь Зевса и Лето, "многогрудая охотница, навораживающая богатые плоды”, помогает роженицам. Едва появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Она же приносит быструю и легкую смерть.

Защитница целомудрия, Артемида убила из ревности свою нимфу Калисто за ее любовь к Зевсу. Она – эфесская покровительница амазонок. Геката в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений, чародейства. Дочь титанидов, она получила от Зевса власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. После победы олимпийцев вошла в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, Селена - олицетворитильница Луныпастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека, охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня с факелом в руках и змеями в волосах помогает покинутым возлюбленным. Она бродит среди могил и выводит наружу тени умерших. В образе Гекаты тесно переплетаются черты доолимпийского божества, связывающего два мира – живой и мертвый. Геката близка Деметре, жизненной силе земли, Персефоне – олицетворению подземного мира. Римляне отождествляли Гекату со своей "богиней трех дорог”.

Деметра – в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Деметра – одно из самых почитаемых олимпийских божеств, благостная к людям, богиня прекрасного облика, помощница в крестьянских трудах.

С культом Деметры связаны обряды молчания с целью сохранить ритуальные тайны, доступные только посвященным. Известны трагические обстоятельства потери Деметрой глубоко любимой дочери и долгие поиски похищенной. Через Персефону можно проследить связь Деметры с подземным миром.

ПРИНЦИПЫ ЛУНЫ

Астрологические принципы Луны связаны со стремлением человека к безопасности, интимности и зависимости. Первый астрологический структурный принцип Луны мы могли бы назвать ключевым словом биофизического уровня ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ, который коррелируется со способностью человека расти и развиваться в определенном РИТМЕ.

Его функции: рост, регулярные, циклические изменения, уменьшение, увеличение, наполнение, расходование.

Принцип определяет возможности человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Так называемая "адаптация” зависит от способности субъекта изменять свои образы, приспосабливая их к новой действительности. Как правило, люди способны менять одни образы, но не могут изменить другие.

Материал, из которого лепятся образы, может быть более или менее гибким. У некоторых людей образы хрупки, какое-то время они противостоят воздействию реальности, а затем вдруг разрушаются, причиняя субъекту сильное беспокойство. У других же образы как будто сделаны из воска, плавящегося от красноречия оппонента. Таких людей называют внушаемыми, гибкими.

Мы можем отметить, что приверженность субъекта к своим образам действительности (консерватизм) и сЛуна, циклы Луныпособность к их изменению (податливость) связаны с первым принципом Луны. Он отражает также уровень чувствительности человека к этим изменениям и индивидуальный способ реакции на перемены как в своей биологической природе, так и во внешнем мире, уровень способности различать "мое – не мое”, отторгать "чужое”. Из этого следует, что Луна управляет защитными механизмами организма.

Принцип Переменчивости связан также с потребностью человека к самовоспроизводству, обеспечивающему ритмическое сохранение жизни на земле, а значит, с сексуальным влечением к определенному партнеру, способностью к деторождению, с зачатием, беременностью, родами, материнством и выкармливанием и с плодовитостью и плодородием, урожайностью, сельским хозяйством, животноводством, рыболовным промыслом, бортничеством.

Урожайность в ассоциативном ряду легко цепляется за погоду, столь ненадежную и переменчивую, за приливы и отливы, ливни и засухи. Возникает связь с чередованием периодов голода и изобилия на Земле. В связи с этим Луна определяет характер предпочтений человека в еде (растительная, молочная, животная), его отношение к пище, управляет ее усвоением. Отношение человека к еде обычно опирается на национальные и семейные традиции, воспринятые им в детстве, и у одних может с годами меняться, а у других сохраняется всю жизнь, несмотря на желательность перемены.

Через материнство принцип коррелируется с инстинктивной способностью человека защитить (сохранить) себя и свое потомство в изменяющемся мире, которую он воспринял от матери или от человека, взявшего на себя заботу о нем в младенчестве, а тот усвоил ее от своей матери и т.д. Особенности раннего периода жизни определили условия, в которых человек ощущает себя в безопасности. Изменение этих условий может влиять на перемены настроения, появление страхов, тревог, беспокойств, волнений, капризов, депрессий. Следовательно, принцип Переменчивости связан с чувством безопасности. Забота, ласка, уход мамы (бабушки, няни) обеспечивают ребенку защиту, он усваивает особенности их поведения в незнакомой ситуации и сохраняет потребность в нежности и ласке, оказавшись в аналогичных обстоятельствах. Способность заботиться о близких и помогать им в трудностях отражает воспринятые от мамы стереотипы поведения, что связывает Луну с воспитанием детей, бытом, повседневными хозяйственными заботами.

Во внешности первый принцип Луны выражается в рыхлости, пухлости, бледности, неустойчивости объемов, в способности таять до полного исчезновения (тонуть) и округляться, принимать выпуклые формы, овальные и круглые.

Второй принцип – социально-психологического уровня – условно назовем ключевым словом ТАЙНА. Он связан с тем астрономическим явлением, что Луна бывает видна земному наблюдателю только с одной стороны, а также с тем, что Луна освещает Землю в ночное время суток, когда человек в скрывающем реальность мраке наощупь, представляя себе истинные формы и размеры вещей, пытается восстановить картину мира по памяти или интуитивно. Для древнего человека ночное время было связано с угрозой его жизни, когда за каждым деревом в темноте мог скрываться зверь (враг), поэтому в астрологии принцип Луны эмоционального уровня связывается со страхами, тревогами, беспокойствами.

Функции этого принципа: спрятать, скрыть, утаить, сохранить, угадать, представить, ощутить, почувствовать.

С этим принципом связана потребность человека в интимности и уединении, он указывает на то, что субъект предпочитает скрывать и чего избегать, подчиняясь инстинкту, традиции, суеверию, воспитанию или личному горькому опыту.

На поведенческом уровне принцип Тайны управляет застенчивостью, смущением, скрытностью, неразговорчивостью, задумчивостью, замкнутостью. Он указывает на область, которая представляется человеку наиболее темной, неясной (в противовес солнечному принципу СВЕТА), неосознаваемой. Это область бессознательных реакций субъекта, вытесненных болезненных переживаний, скрытых или неясных желаний, приобретающих символический характер во сне и мечтах. Одна из самых интересных задач современной психологии – распознавание желаний и изучение их взаимных связей.

Луна управляет стремлением человека к безопасности, хотя очевидно, что реальной безопасности нет и быть не может. Достижимо только ощущение безопасности, которое усиливается, когда человеку удается снять свои тревоги, удовлетворить желания и обеспечить равновесие в энергетической системе, которую представляет собой человек. Очевидна таким образом связь Луны со способностью человека узнать то, что от него скрыто в нем самом, при помощи техник гаданий, ворожбы, медитации, различных знаний, полученных при изучении астрологии и психологии, а также прислушиваясь к своей интуиции, обращаясь к своему внутреннему тайному "Я”.

Ранний период жизни, когда у человека еще недостаточно развит солнечный принцип Сознания, когда обстоятельства и условия жизни не воспринимаются им осознанно, формирует его бессознательные эмоциональные реакции, скрытые от субъекта до поры до времени, тайно управляя его жизнью и вызывая тревоги и беспокойства. Беспокойство происходит от внутренних желаний, а не от внешних событий. Где нет желаний – нет и тревог.”Труп спокойно выполняет свою роль перед любой публикой” (Э. Берн).

Итак, Луна управляет областью бессознательного, разделив с Солнцем в человеке управление "светлыми” и "темными” его реакциями, как сутки на день и ночь. Защищая сознание субъекта, Луна управляет механизмом вытеснения в бессознательное травмирующих сознание переживаний. Таким образом принцип Тайны указывает на внутренний источник определенных эмоциональных реакций человека, проявляется в их особенностях: ранимости, обидчивости, тревожности, слезливости, склонности к негативным прогнозам, зависимости от характера своих фантазий и порогов собственной чувствительности. Он способствует формированию впечатления невинности, загадочности, странности, таинственности, недосказанности, незаконченности образа, связан с такими качествами, как интровертированность, молчаливость, эгоизм, мечтательность.

Погружение человека в сферу тайного требует плавности, неторопливости, мягкости, осторожности, нежности, чувствительности, сопровождается чувствами неуверенности, сомнения, страха. Принцип Тайны способствует влечению субъекта к интимному, к тому, что скрыто от посторонних глаз, недоступно всем. Этот принцип связан также с потребностью человека в уединении, с желанием уходить в себя, в свой внутренний мир.

Третий лунный принцип можно определить ключевым словом идеального уровня ПРОШЛОЕ. Этот принцип связан со способностью человека воспринимать опыт, привычки, приметы, накопленные предыдущими поколениями рода, нации, связан с чувством корней, со способностью субъекта переживать свою причастность к тому или иному источнику. Этот принцип обеспечивает нам эмоциональную, ассоциативную и тактильную память, определяет степень привязанности к дому, в котором мы выросли, к семье, к родине и национальному достоянию, культуре, а следовательно, имеет отношение к патриотизму и его разновидностям – национализму и шовинизму.

Функции этого принципа: воспоминание, узнавание, сохранение, забвение.

Прошлое отражает "примитивную” часть нашего существа, которую Птолемей называл "животной душой”, дремлющей в нас и оживающей в снах, мечтах и фантазиях, моделируя нашу чувствительность. На поведенческом уровне принцип Прошлого проявляется в степени наивности и доверчивости человека. Этот принцип определяет уровень консерватизма и фатализма субъекта, связан с его зависимостью от прошлого опыта, со страхом перемен, со склонностью искать причины происходящего с ним в прошлом, с неспособностью принять принципиально новое решение. Он придает устойчивость стереотипам поведения, способствует формированию автоматизмов и привычек, развивает осторожность, послушность, предусмотрительность, умение учиться на ошибках.

Принцип Прошлого формирует образы еще не известного, которые родятся в воображении человека с опорой на уже виденное. Следовательно, этот принцип управляет силой воображения и богатством фантазий субъекта. Инфантильность как способность человека сохранять приносившие в детстве успех приемы поведения управляется также третьим принципом Луны. Примитивизмы, архаизмы и анахронизмы, соотносимые с определенными эпохами прошлого в истории человечества, в некоторой степени относятся к зоне лунных влияний.

Принцип Прошлого управляет внешним сходством субъекта с его предками, наследственностью и наследуемым имуществом, а также восприятием истории своего народа, фольклором, эпосом, архивами, семейными альбомами, традиционными семейными, национальными и культурными торжествами, памятными датами, вечерами встреч, поминками.

Луна управляет защитным механизмом Регрессии, при помощи которого, избегая травмирующих переживаний, человек бессознательно прибегает к моделям поведения, усвоенным им в прошлом.

Луна определяет младенческий период в жизни человека, его раннее детство, а также глубокую старость, когда он снова становится беспомощным, зависимым от окружающих. Управляет Луна и периодами беременности и грудного вскармливания.

РОЛИ, которые Луна, символ женского жизнеполагающего принципа, может выполнять в карте: мать, жена (в мужской карте), дочь, сестра, сиделка, женщина, домохозяйка, няня, кормилица, младенец, домашний скот, публика, нация, народ (толпа).

СОСТОЯНИЯ, связанные с принципами Луны: расслабленность, сексуальное влечение, отрешенность, лень (пассивность), дремота, сон, грусть, слезы, меланхолия, подавленность, капризность, мечтательность, рассеянность, медитация, молитва, тревога, страх, беременность.

Из лунных СОБЫТИЙ и ЗАНЯТИЙ можно назвать: зачатие, роды, кормление, уход, питание, приготовление пищи, простые домашние занятия и заботы, семейные, традиционные встречи, заготовка продуктов, сельскохозяйственные работы, рыбная ловля, навигация, купание и водные процедуры, гадание.

В ТЕЛЕ человека Луна управляет защитными свойствами организма на уровне рефлексов, системой пищеварения, женскими детородными органами, молочными железами, лактацией, железами внутренней секреции, лимфой, гомеостазом и метаболизмом, "гипо-"процессами: гипотонией, гипогликемией и т.д.; правым глазом у женщин и левым у мужчин.

МЕТАЛЛ Луны – серебро.

ЦВЕТОВАЯ гамма – от белого до голубовато или желтовато-серого; перламутровый, жемчужный, серый цвета.

Меркурий

ИЗ АСТРОНОМИИ

Название восходит к латинским словам "товар”, "торговать”. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Он редко находится в положении, удобном для наблюдений, – теряется в слепящем свете Солнца, и лишь в периоды наибольших элонгаций (наибольшего видимого углового удаления от Солнца) Меркурий становится видимым даже невооруженным глазом. Однако и в эти моменты он отходит от Солнца не более чем на 28 градусов, так что эту планету всегда доводится наблюдать в лучах утренней или вечерней зари. Наиболее благоприятные условия для видимости Меркурия повторяются каждые 348 суток, – почти через год.

Если посмотреть в телескоп, Меркурий похож на крошечную Луну. Как и Луна, он меняет фазы, но не все они доступны наблюдению. В периоды восточных и западных элонгаций Меркурий выглядит как Луна в фазе, близкой к первой или последней четверти. Поверхность Меркурия испещрена кратерами, очень похожими на лунные.

В полдень на экваторе Меркурия температура достигает почти 500 градусов по Цельсию, ночью опускается до минус 160 градусов. Эти необычайно резкие колебания температуры вызваны практически полным отсутствием атмосферы на планете. Разреженная газовая вуаль, окутывающая Меркурий и состоящая в основном из водорода, кислорода и гелия, по плотности в биллионы раз уступает земной атмосфере.

Период вращения Меркурия вокруг оси составляет 58,65 земных суток, а его солнечные сутки (промежуток времени между последовательными полуднями) составляют около 176 земных суток. Солнечные сутки равны двум меркурианским годам, так как один оборот вокруг Солнца Меркурий делает за 88 земных суток, т.е. Меркурий делает три оборота вокруг оси за два полных оборота вокруг Солнца, поэтому в течение одних суток там можно наблюдать два восхода и два заката.

Если смотреть с Меркурия на Солнце, оно будет казаться в 3 раза больше, чем выглядит с Земли. Движение Солнца с Меркурия кажется иногда директным, а иногда попятным, чего никогда нельзя наблюдать с Земли. Это позволяет увидеть с Меркурия иной порядок вещей, чем с Земли.

ИЗ МИФОЛОГИИ

В римской мифологии Меркурий – бог торговли, отождествлявшийся с греческим Гермесом, вестником богов, покровителем путников, проводником душ умерших. Его имя – производное от греческого слова "герма” – груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами, охранителями дорог, границ, ворот.

Атрибуты Гермеса – "амброссийные” (бессмертные) золотые крылатые сандалии и золотой жезл – средоточие магической силы. С этим жезлом в руках, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в Аид, "психопомпа” или помощника на пути в царство мертвых. Гермес одинаково вхож в оба мира – жизни и смерти, он посредник между тем и другим, так же как посредник между богами и людьми. Он ведет богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса. Гермес как вестник богов – мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Гермес насылает на людей сны с помощью своего жезла.

Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям Например, он вручает Персею меч для убийства Медузы Горгоны, он открывает Одиссею тайну волшебной травы, чтобы тот мог спастись от колдовства Кирки, он оберегает героев во время их странствий.

Гермес и луна, миологияХитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем Гермесом прекрасного стада коров у Апполона дается в гомеровском "Гимне Гермесу”. Гермес обучил плутовству своего сына Автолика – деда Одиссея со стороны матери. Хитроумие Одиссея – результат наследственности, полученной от божественногоо предка. Благодаря хитрости и обману Гермес освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Гермес ловко убил одного из гигантов.

Гермес и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Гермесу) найдя черепаху, Гермес впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был научен искусству гадания.

В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста (трижды величайшего) в связи с близостью Гермеса потустороннему миру. С этим образом связываются оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Гермес почитался на анфестериях – праздниках пробуждения весны и памяти умерших. В Риме была образована коллегия торговцев, находящихся под защитой Меркурия. Его матерью римляне считали Майю, которую отождествляли с Фауной. Греки же называли этим именем нимфу гор, старшую из семи плеяд, которая родила Гермеса от Зевса. Как бог прибыли и обогащения, Меркурий часто изображался с кошелем и объединялся с Фортуной. Его называли счастливым. Считалось, что Меркурий может не только обеспечить торговую прибыль, но и указать зарытый клад. Отождествление Меркурия с Гермесом привело к усложнению его образа: у Вергилия он становится проводником душ в мире мертвых, вестником и прислушником богов. Таким он выступает у Плавта в "Амфитрионе”, – покровителем искусств и ремесел, знатоком тайн магии и астрологии. Меркурия называли "знающим”, "мудрым”.


 
 

-->