Гипноз. Гипноз, метод гипноза


Гипноз. Гипноз, метод гипноза

-->

ГИПНОЗ, МЕТОД : СЛОВЕСНОЕ ВНУШЕНИЕ

Прежде всего в тех случаях, когда нашему подопытному  не удается зафиксироваться взглядом на предмете, мы применяем метод простого словесного внушения. Мы просим его лечь на кушетку (этот метод является исключением: его можно реализовать только в лежачем положении) и закрыть глаза."Я бы хотел, чтобы вы расслабились, что бы вы расслабили все тело. Я бы хотел, чтобы Вы почувствовали  любое напряжение в Ваших мышцах, во всех мышцах и чтобы затем вы расслабились. Расслабте лоб, расслабте мышцы лица. Расслабьте мышцы шеи, мышцы рук, ног и всего тела. Теперь вытяните свои руки и ноги. Вы ощущаете  вялость, усталость во всем теле. Теперь вы чувствуете давление подушки на Вашу голову. Вы чувствуете давление подушки на Вашу шею и плечи. Вы ощущаете кушетку всем вашим телом. Теперь обратите внимание на ваши бедра  и Вы чувствуете, что кушетка несет ваше тело. Вы совершенно, совершенно расслабились. Вам кажется, что
ваше тело погружается в кушетку, совсем в него погрузилось. Я бы хотел, чтобы теперь Вы представили себе приятное радующее вас место, где Вы можете растянуться и забыть все Ваши заботы, все ваши неприятности,  где вы можете спать. Это может быть на море или  в горах, где вы захотите. (большинство выбирают в горах)Вы дышите медленно и глубоко. Вытяните ноги и руки, ваше тело мягкое и расслабленное (мы берем руку и «роняем» ее). Вы совсем расслабленны, ваше тело совсем расслаблено. Вы лежите на горном лугу (или в другом выбранном месте). Тихий день. Небо голубое, солнце ласково светит. Ваша душа абсолютно спокойна. Вы вдыхаете аромат хвои, видите горные озёра. Ваша душа спокойна как поверхность этого озера. Расслабьтесь и пиите, спите, спите спокойно и глубоко.
СПИТЕ!

ГИПНОЗ, МЕТОД : ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ГИПНОТИЗИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОМ

Этот метод известен в двух формах и сегодня редко находит применение. Некоторые немецкие и русские гипнотизеры применяют его как метод фиксации, но в данном случае гипнотизируемый не фиксируется на предмете, а смотрит в глаза гипнотизеру.
По-другому обстоят дела при второй форме этого метода, когда основную роль играет "очаровывающее" и "авторитетное" начало в личности гипнотизера. Эта форма находит еще применение в театрах и варьете, а в меди­цине при определенных случаях алкоголизма, наркомании и психопатии.
При этой форме метода гипнотизирования взглядом, гипнотизируемый находится напротив нас на расстоянии примерно 30 см. В любом случае мы должны над ним возвышаться: если он выше нас, то надо его посадить, а самим остаться стоять. Затем берем его за плечи и слегка раскачиваем его вперед и назад, не отрывая взгляда от его переносицы. Затем даем ему ряд внушений:
"Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым, Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тяжелыми, все Ваше тело становится тяжелым.. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать"Теперь сделайте перерыв. Если гипнотизируемый  начинает мор­гать, то продолжаем более категоричным тоном - приблизительно следующее:
"Ваши веки перестают дрожать, Вы больше не мо­жете их открыть, прежде, чем я отдам Вам на это приказание!"
Как только глаза опять закрыты, кладем на них руку и
говорим: " "Ваши веки как будто склеены, Вы не можете их открыть, не получив от меня на это приказание." Если гипнотизируемый  во время ввода в гипноз стоял, то теперь следует его осторожно усадить в кресло.

ГИПНОЗ, МЕТОД : ЛЕВИТАЦИЯ ("ЛЕГКОСТЬ") РУКИ

Этот, применяемый в основном американскими гипнотизерами метод имеет то преимущество, что мы привлекаем гипнотизируемого к участию во вводе в гипнотическое состояние. Мы просим его сесть в кресло и даем ему следующее внушение:
"Я бы хотел, чтобы вы удобно устроились в кресле и расслабились. Теперь, когда вы сидите, положите обе свои кисти на свои бедра. Вот так. Вы будете следить за своими руками и установите, что вы сможете за ними внимательно наблюдать.
Вам нужно сделать только следующее: сидеть в кресле и расслабляться. Вы заметите, что во время Вашего расслабления происходят различные события. Они происходили всегда, когда вы расслаблялись, но раньше вы их так ясно не замечали. Я буду обращать Ваше внимание на них. Я бы хотел, чтобы вы сконцентрировались на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы ощущаете в своих руках, что бы это ни было. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей лежащей на бедре руки, или Вы ощутите давление. Возможно, Вы ощутите материал Ваших брюк ладонью, или тепло Вашей ладони бедром. Я бы хотел, чтобы вы наблюдали за вашими ощущениями. Возможно, вы почувствуете нечто вроде зуда. Какими бы ни были Ваши ощущения, я бы хотел,  чтобы Вы их отслеживали. Все время смотрите на свою руку и вы заметите, насколько она спокойна, как она все время остается в одном и том же положении. В ней происходят  движения! но их еще нельзя воспринять. Я бы хотел, чтобы вы непрестанно смотрели на свою руку. Ваше внимание может отвлекаться от руки, но оно все равно к ней вернется, а вы смотрите на руку и спрашивайте себя, когда же станут видны происходящие в ней движения. "
Как раз в этот момент все внимание нашего гипнотизируемого зафиксировано на его руке. Он прямо горит желанием узнать, что же теперь произойдет, а мы внушаем ему, что его будущие ощущения будут точно такими же, как и у любого другого.Ни при каких обстоятельствах мы не пытаемся навязать ему внушения: если у него и возникнет какое-то ощущение, он будет рассматривать его как продукт собствен­ных переживаний. Мы же хотим добиться, чтобы он слушал наши внушения так, как будто бы они принадлежат его собственным переживаниям. Итак, мы искусно пытаемся довести его до такого состояния, чтобы он увязал свои ощущения со сказанными нами словами и был бы твердо уверен, что сказанные нами слова или приказы позднее вызовут сенсорные или моторные реакции.

Лишь в том случае, если гипнотизируемый оказывает сознатель­ное сопротивление, один из его пальцев или вся кисть начинают слегка подрагивать. Мы сразу обращаем на это его внимание и говорим ему, что движение, вероятно, может быть сильнее. То же самое, естественно, относится и ко всем другим объективным реакциям нашего гипнотизируемого - например, углубленному дыханию или движению его ног: взаимосвязи, которые мы "устанавливаем" между реакциями нашего гипнотизируемого  и нашим поведением по отношению к нему, ведут в итоге к тому духовному контакту, который позволяет нам полностью влиять его нейронные структуры" Это будет интересным наблюдением, какой из ваших пальцев пошевелится первым. Это может быть средний палец, указательный, безымянный, мизинец или большой палец. Один из ваших пальцев одному из наших внушений, то мы должны использовать эту позитивную реакцию для усиления последующего внушения. Если он, например, поднимает руку, то мы ему внушаем, что он заснет потому, что его рука поднимается:  "Ваша рука все поднимается, поднимается, поднима­ется, и вы по этой причине становитесь очень сонным. Ваши веки становятся очень тяжелыми, ваше дыхание ста­новится медленным и равномерным. Дышите глубоко - вдыхайте и выдыхайте. (Гипнотизируемый держит вытянутую руку прямо, он моргает, его дыхание глубоко и равномерно.)
Пока вы все еще рассматриваете ваши руку и кисть и становитесь все более сонным и расслабленным, Вы заме­чаете, что ваша рука меняет направление. Она сгибается и кисть приближается к вашему лицу, все ближе, ближе, ближе, а в то время, как она поднимается, вы медленно, но верно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором вы очень глубоко расслабляетесь. Рука будет подниматься выше, выше, еще выше, пока не достигнет вашего лица, и вам все больше хочется спать, но вы не должны засыпать, пока рука не достигнет вашего лица. Если ваша кисть достигнет вашего лица, вы заснете, вы будете спать глубоко и крепко." Дойдя  до этого места, мы даем гипнотизируемому возможность самому определять ритм засыпания: когда его рука дотронется до его лица, он заснет, потому что верит, что это его собственное желание. Левитация руки и засыпание далее взаимно поддерживаются друг другом. Если гипнотизируемый затем закроет глаза, то он находится в трансе, в достижении которого он сам принимал участие. Поэтому позднее он не будет стремиться оспаривать, что он действительно находился в трансе.
"Теперь Ваша кисть меняет направление. Она подни­мается, поднимается к Вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, спать, спать. (Рука гипнотизируемого приближается к лицу, его веки трепещут.) Ваши веки становятся тяжелыми, очень тяжелыми, и рука уже поднялась к лицу, Вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда Ваша рука коснется лица, Вы заснете и будете спать глубоко. Вы ощущаете сильную сонливость. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете. Вы очень хотите спать, очень устали, ваши веки, как свинец, а ваша рука поднимается, поднимается точно к вашему лицу, и когда она коснется лица, вы заснете. (Рука пациента касается лица, его глаза закрываются.) Теперь спите, спите, спите, спите, спите, просто спите. Пока Вы спите, Вы ощущаете себя усталым и расслаблен­ным. Я бы хотел, чтобы Вы сконцентрировались на расслаб­лении, на состоянии расслабления, свободном от любого напряжения. Не думаете ни о чем, кроме сна, глубокого и крепкого сна." * (Вы(вы, ваше Ваши и т.д - обращение к нипнотизируемому)

Гипноз, другие методы

В описанных до сих пор методах достижения того состояния транса, который является предварительной сту­пенью гипнотического состояния, словесные внушения служили как акустические раздражители. Но есть люди, которые осознанно или неосознанно испытывают страх перед терапевтом или неспособны сконцентрироваться на словах. В таких случаях успеха можно достичь с помощью метрономного метода.

Метроном - это прибор для указания музыкального темпа, который издает ритмическое постукивание дающее гипнотизируемому возможность сконцентрироваться  Мы только внушаем ему, что чем дольше он будет слышать постукивание метронома, тем продолжительнее будет его сон. Наряду с этим известно еще множество методов гипноз (а) с использованием словесных внушений или без них. О них мы можем узнать из специальной литературы.

 

читайте продолжение
-->