Ноэль Тил. Часть 3. Поиски смысла.

ПОИСКИ СМЫСЛА

В своем исследовании мы переводили символы с языка оценки влияния факторов окружающей среды на жизнь человека, на язык оценки потенциальных системных и соматических срывов в процессе развития и старения. Такой перевод символики привлекает внимание к взаимосвязи значений, которые возникают в мозгу, обретают форму в уме, а затем затрагивают тело и дух.

Мы часто обращались к физическим срывам, нарушениям работы систем организма. Мы рассматриваем их как нарушение взаимосвязи эффективно функционирующих компонентов, оказывающей влияние на организм. Превалируют выводы в области медицины, то есть здоровью способствует связность. Эта аксиома применялась со времен Гиппократа и его представлений о равновесии в природе[1].

Важно понять всю глубину концепции связности. Это не просто взаимосвязь одной системы организма с другой и так далее. Это целый спектр связности — на молекулярном и клеточном уровне, на уровнях органов, всего организма, видов живых существ и жизни.

Можно задать вопрос: простирается ли связность далее — не только на организм в целом, на виды, на все живое, но и на космос? И каким образом разум — вместилище нашего сознания и неврологии (Меркурий и в особенности Уран) связан со всем остальным? Возникает ли эта связь между органами, во всем организме или выходит за его рамки? Существует ли связь с духом?

Теория связности иерархична по структуре: любое воздействие на тот или иной элемент цепочки оказывает влияние на всех уровнях. Нам известно, к примеру, что мутация ДНК способна повлиять на общественную жизнь человека (задумайтесь об этом на минуту). И наоборот, потеря работы в состоянии оказать воздействие на сердце и биохимические процессы организма.

Когда взаимосвязанность нарушается, возникают болезни: при отсутствии поступления кислорода в кровь и мозг мы испытываем удар и лицом к лицу сталкиваемся со смертью; когда прерывается связь между клетками и гормонами-регуляторами, возникают опухоли; при нарушении связи между сознанием и подсознанием наблюдаются неврозы и психозы; обособляясь от людей, мы чувствуем отчужденность и становимся социопатами; если одна социальная группа обособляется от мира или восстает против другой группы (то есть нарушаются взаимный обмен и общение), результатом становится вражда, война, разрушения. Если прекращается связь индивидуального и духовного, теряется смысл жизни, нарушается ориентация, накапливается душевная боль.

На протяжении всей книги мы пытались приблизиться к пониманию этих вопросов: мы неоднократно видели, как накапливающийся дефицит развития (в том числе наследственные факторы) прокладывает путь болезням; мы видели, как болезни возникают лишь в определенных случаях, несмотря на общую астрологическую организацию, и в одинаковые моменты развития; под одними и теми же аспектами у разных людей развиваются болезни различных органов.

Каким-то образом в рамках взаимосвязи с природой тело физическое, ментальное и духовное придает смысл болезни, вероятно, действуя в поддержку процессу естественного отбора. Астролог замечает общие контуры этих взаимосвязей и возможностей.

Профессор Алистер Дж. Каннингем из института исследования рака в Онтарио и Университета Торонто (Канада) также прослеживает подобные связи. Он высказал смелые идеи относительно концепции связности, имеющие отношение к разуму и духу. Он считает, что образцовый человек должен ассимилировать языки информации, силу идей, влияние духовного осознания. Он говорит о новом мире дополнительного ухода за онкологическими и другими хроническими больными, о применении психологических и духовных методов. Каннингем проводит испытания, в ходе которых уже были получены впечатляющие результаты. Их цель — выявить "смысл” болезни, найти возможные средства исцеления помимо медицинских. По его мнению, информация распространяется благодаря взаимосвязанности всех уровней существования личности[2].

Каннингем надеется, что информационная терапия окажет влияние на физические заболевания. Он работает над укреплением связи посредством осознания и удовлетворения потребностей. В своих трудах он рассказывает о том, как больные пытаются объяснить смысл своего заболевания и часто рассматривают его как генетическую ошибку. Они борются с ощущением того, что они — жертвы рока: "Почему пострадал именно я? Почему этот ужас случился с моим ни в чем не повинным ребенком?”

В разгар эпохи фрейдизма, в 50 — 60-е годы XX'века, психоаналитики были убеждены, что болезнь — это проявление конфликта в подсознании, спроецированного на организм: когда человек не в состоянии справиться с серьезными проблемами, у него возникает рак. Несмотря на то что эта теория не являлась превалирующей, ей придавалось большое значение, однако она давала ответы далеко не на все вопросы и не применялась достаточно широко. Это всего лишь один из важных информационных уровней понимания опасных болезней.

Каннингем, чьи исследования привлекли мое внимание, эхом повторяет немало гипотез, развитых в этой книге. Он утверждает: "Смысл факта или ощущения заключается в его взаимосвязи со всем, что вы пережили в прошлом — не так ли? Сам по себе он ничего не означает — как ничего не означает отдельно взятый человек. По-моему, таким же образом обстоит дело с раком, рак имеет свой смысл — как и любое другое событие, в связи со всем, что происходит в жизни человека, он возникает и будет возникать на всех уровнях сразу. Если вы возражаете: "Это уж слишком! Нет, рак не имеет смысла”, — это равносильно тому, что вы считаете бессмысленной собственную жизнь”.

В связи с этим утверждением мне вспоминается множество случаев, когда я читал лекции в разных странах и неизменно убеждался в правоте предположения: "Тот, кто преуспевает, ни за что не заболеет”. Каким-то образом эта догадка попадает в самую точку. Мы интуитивно чувствуем ее справедливость. Мы знаем это, поскольку инстинктивно связываем болезни с неудачами, с психологическим или духовньм состоянием” оставляющим желать лучшего.

У одного моего клиента-мужчины два года назад, до нашей встречи, был обнаружен рак. Он рассказал мне о своей болезни и ее диагностике до консультации, по телефону. Готовясь к встрече, я никак не мог найти соответствующий астрологический период, когда возник рак, то есть тот момент, когда клиента следовало предупредить.

В ходе консультации я расспросил клиента о более раннем периоде (около пяти лет назад), когда в его гороскопе явно прослеживалась напряженность. В то время он пережил развод и потерю своего бизнеса, он "опустился на самое дно”. Мой клиент начал пить, он был совершенно угнетен. Может быть, именно в этот период у него и возник рак? Был ли рак ответом на его желание умереть, которое он не раз высказывал во время кризиса? Незачем говорить, что подобные замечания вызвали оживленную дискуссию. Когда клиент уже уходил, мне вспомнились его слова о том, что с его плеч словно свалилась гора, былые неприятности, связанные с бизнесом, остались позади. Другими словами, он чувствовал себя здоровым.

В настоящее время появляется все больше книг как о ментальных (фоновых) причинах физических заболеваний, так и о ментальных "противоядиях”. Одна из них представляется мне особенно примечательной, она насыщена весьма содержательными мыслями, подкрепляющими наше исследование. К примеру, говоря о сердечных приступах, Луиза Л. Хей полагает, что их причина — "вытеснение из сердца всей радости, причем ее место занимают деньги или положение в обществе”. Она предлагает следующую позитивную установку (корректирующее или профилактическое убеждение): "Мое сердце бьется в ритме любви” (вспомните случаи 46, 49. Существует множество примеров тому, когда отсутствие материальной стабильности и беспокойства, связанные с ней, приводили к болезням сердца, разрыву взаимоотношений и даже препятствовали их возникновению).

Причиной "болезней предстательной железы” Хей называет "ментальные опасения, истощающие мужские силы Желание опустить руки. Сексуальное давление и угрызения совести. Ощущение старения”. Она предлагает следующую позитивную установку: "Я люблю и ценю самого себя. Я чувствую в себе силу. Я всегда молод душой”. Я могу подтвердить это: в шестидесяти семи случаях рака предстательной железы, которые я изучил во всех подробностях, у мужчин превалировали опасения по поводу своей мужской дееспособности (не только по причине симптомов болезни предстательной железы, но и вызванные чувством неполноценности, которое они испытывали на протяжении долгих лет, а также с отчаянием ощущали, что стареют). Можно задать вопрос: когда возникли подобные чувства — до появления рака или после? В какой мере болезнь предстательной железы является составляющей таких мыслей и чувств?

О диабете Хей пишет так: "Желание того, что могло бы быть. Огромная потребность властвовать. Глубокая скорбь. Отсутствие радостей в жизни”. Позитивная мысль: "Каждый момент исполнен счастья. Теперь я буду наслаждаться радостями каждого дня”.

О депрессии: "Гнев, который вы ощущаете, вы не вправе испытывать. Безнадежность”. Позитивная мысль: "Я перестану обращать внимание на чужие опасения и запреты. Я сам строю свою жизнь”.

Вся исследовательская деятельность в сфере разума и организма, опыта и уязвимости, жизни и старения имеет огромное значение. Это открытие — "новая эпоха” в области разума, но первичный процесс в жизни человека. Мы, астрологи, заметили такую взаимосвязь, изучая накапливающийся дефицит развития в рамках процесса старения, приливы и поток настоятельных потребностей и их реализации, фокусные точки общения с родителями, представления о чувстве собственной значимости, склад ума, приятие любви и способность любить, сотрудничество и формирование взаимоотношений, познание ценностей окружающих и мира, в котором мы живем, установление связей посредством профессии, проецирование сновидений, перерождение в будущем.

Специалист-онколог доктор Каннингем проводит удачно разработанные групповые испытания в сфере связи между разумом/информацией и организмом/раком, результаты которых станут известны в ближайшие два года. Он ссылается на широко известные эксперименты Шпигеля, Блума и Ялома ("Lancet Publications, 1989), в ходе которых произвольно отобранные женщины с метастазирующимся раком молочной железы образовали группу поддержки и встречались раз в неделю в течение года. Контрольная группа получала стандартное лечение, но встречи для нее не проводились. В группе поддержки продолжительность жизни увеличилась вдвое!

Никто не знает, что происходило в этой группе и чем был вызван столь очевидный результат. Вслед за Каннингемом можно предположить, что продолжительность жизни в группе поддержки увеличилась благодаря интересу к совместным поискам "смысла” и обмену информацией. "Так или иначе, это обнаружение значения и попытка осмыслить взаимоотношения на более высоком уровне” — вот ключ к решению этой загадки.

Взаимоотношения в целом, рассмотрение взаимосвязи за пределами организма, социальное устройство вне рамок экосистемы и биосферы, но как образ духовного существования — эти измерения сознания укрепляют организм и улучшают жизнь. Значит, женщины в группе поддержки перестали замыкаться в себе, в своем горе, встречаясь с подругами по несчастью, выслушивая их и самих себя, находя смысл жизни в деятельности, выражении чувств, мечтах, надеждах и мудрости себе подобных?

Тот же процесс характерен для работы пользующихся феноменальным успехом групп "Анонимные алкоголики”, сеть которых сейчас действует во всем мире. Это образец групп поддержки, пригодный для почти всех известных нам опасных болезней[3].

Нахождение смысла радует разум. Даже неверное истолкование информации имеет терапевтическую ценность, поскольку оно способствует формированию суждений — точно так же, как ночь определяет день, а шум — тишину. Удовлетворение разума — расслабление, устранение стресса. Представления проясняются, личность подтверждается, жизнь обретает значимость.

Эти наблюдения — манящие лучики света, которые мы видим впереди. Они обусловливают основные принципы поиска смысла во время консультации с клиентом, взаимопонимание в сфере астрологии.

Во время консультации мы прослеживаем взаимосвязь жизненных событий, соответствующих представлений и значений, периодов перемен. И, пожалуй, главное заключается в том, что консультация — установление взаимосвязи между двумя людьми, которые делятся сходными потребностями развития, представлениями и опасениями. В ходе консультации ни астролог, ни клиент не должны оставаться в одиночестве. Консультация — это своего рода группа поддержки.



[1] Почти все древнегреческие мыслители рассматривали идею равновесия и гармонии как чрезвычайно важную для полноценной жизни. Гераклит (ок. 528 г. до н.э.) пользовался теорией уравновешивания в мире противоположных тенденций; позднее его идеи развил Эмпедокл, введя в них стихии как первопричину вещей в рамках всеобщего равновесия (вражда разобщает, любовь объединяет, то есть нарушение и гармония). Представления Пифагора касались способов поддержания равновесия, Анаксагор выдвигал идеи микрокосма/макрокосма, бесконечной делимости материи. Наличие добра обуславливает зло; наличие здоровья — болезни.

 

[2] Многие идеи, изложенные в его труде "Понимание влияния психологического, социального и духовного уровней физического здоровья информационный подход”, параллельны результатам нашего исследования. См. "Kritik der medizinischen Vernunft” ("Критический подход к медицинским проблемам” — антологию под редакцией Шмидта и Штееле, Kirchheim Verlag, Майнц, Германия, 1994 год).

 

[3] Их адреса указаны во множестве различных справочников. Посидев на телефоне, позвонив в редакцию местной газеты, вы найдете контактную информацию об этих группах и их проспекты, содержащие полезные сведения для клиентов. Советую узнать в группах поддержки, можно ли их посетить в качестве наблюдателя (иногда в группах проводятся закрытые собрания, а иногда — открытые встречи с участием всех желающих). Этот визит принесет вам огромную пользу.