Ролевая модель и самопознание

РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ И САМОПОЗНАНИЕ

Обратимся к ролевым моделям, соответствующим трем главным планетам, а также к механизмам замещения. Мы уже говорили, что центр нашего существа, ядро или стержень может быть связан с одной из главных планет, а может и со всеми тремя, хотя обычно все же одна из них преобладает. Например, если Солнце у нас слишком слабо, чтобы обеспечить стратегию успеха, мы постараемся найти ему замену. Очень часто мы действуем через другую планету, даже не обязательно главную. Это может быть одна из четырех планет нижнего ряда планетарной таблицы (таблица 2) или одна из высших (духовных) планет. Так бывает часто.
Как правило, чем больше аспектирована планета, тем сильнее она моя проявиться в личности. Чем больше она имеет связей с другими планетами, тем шире ее влияние. Для главной планеты такая экспансия естественна - она охотно берет ответственность на себя.
С другой стороны, эго стремится выбрать планету, которая в нашем обществе подходит на роль лидера среди остальных. Предпочтительно — одну из главных. Чем больше аспектов к ней сходится, тем больше у нее средств выполнять эту роль.
Прежде всего мы должны сформулировать критерии, проясняющие природу и статус главных планет, которые помогут нам найти возможные их замены. Первый, самый важный критерий следующий: три главные планеты символизируют три фундаментальные концепции нашего нормального бодрствующего сознания, три базовые четко различающиеся ролевые модели.
Эти модели формируются отношениями с родителями и образуют единую "треугольную" ролевую систему.
Луна представляет в карте модель "Ребенка", Солнце, как правило, "Отца" (если только настоящий отец не выходит совсем из роли). Манера поведения отца (или человека, его замещавшего) в качестве родителя и мужа усваивается как отцовская роль. Ролевая модель "Матери" заключена в Сатурне. Она формируется поведением настоящей матери или ее заместителя. Эти ролевые модели влияют на самые фундаментальные жизненные установки.
Ролевая модель отца (Солнце)
Отцовский образ, который создается у нас в детстве, должен помогать нам расти, становиться самостоятельными, освобождать и направлять нашу витальность, стимулировать творчество. Он должен давать нам уверенность и способность двигаться к достижениям. Не обязательно быть агрессивным, чтобы утверждать себя и брать свою жизнь в собственные руки, устроить ее к своей пользе и оставить след в мире. Все это мы делаем благодаря солнечной силе. А как это делать, — узнаем, подражая своему отцу. В идеале он должен быть сильным, волевым в решении жизненных задач, умеющим достичь результатов. Тогда у нас есть хороший пример для подражания. Наблюдая за отцом (или за тем, кто его замещает), мальчики узнают, как им нужно себя вести, когда вырастут. У них создается образ естественного и правильного отцовского поведения и отцовства в целом.
Если же отец часто ошибается, слишком любит постоянство или, подобно многим современным отцам, погружен в заботы о материальном обеспечении семьи и не стремится рисковать? Тогда в представлении ребенка он наделен некоторыми материнскими функциями. Он наполовину Солнце — наполовину Сатурн и участвует в формировании материнского образа, который в принципе ребенок должен усваивать от матери. Как представитель архетипа отца он не вполне адекватен. Возможно, он несколько тревожен тогда, когда другие мужчины сохраняют уверенность в себе. Или у него недостает мужества пробиваться вперед: он говорит о своих планах, но не делает ничего конкретного для их осуществления. Это искажает ролевую модель: дети инстинктивно знают, каким должен быть отец, и видят недостатки своего отца на фоне всемогущей архетипической фигуры. Этим ослабляется их уверенность в себе, потому что дети отождествляются с достижениями реального отца. Качество их уверенности зависит от такого отождествления, и оно-то раскрывается позицией Солнца в карте.
Ролевая модель матери (Сатурн)
Подобным образом возникает и материнский образ. Функция матери — дать жизнь детям, опекать их, обеспечивать их выживание. Она должна научить их правильно заботиться о себе, избегать лишних опасностей. От нее также зависит способность детей контактировать с людьми и заводить друзей. Она может научить их выбирать себе друзей. Все это важные компоненты искусства и ремесла жизни, с помощью которых мы можем удовлетворить фундаментальные нужды. В наше сложное время мы должны приложить особые усилия, чтобы наши дети овладели умением жить в гармонии с- окружающими. Мать должна не столько обучать своего ребенка формальным правилам поведения, сколько прививать ему волю и умение войти в любое общество, всегда жить в мире с другими.
Положение Сатурна говорит о характере влияния матери на ребенка, о том, что для нее наиболее важно: этикет, или социальная интеграция, или душевные качества. При Сатурне в III, IV, V домах карты ребенка главная забота матери — чтобы ее ребенок соответствовал общепринятым нормам. При Сатурне в VIII или X доме ее основное внимание поглощено будущей карьерой ребенка. В VI доме — его здоровьем и безопасностью. Положение Сатурна в доме всегда указывает на ту сферу жизни ребенка, которая наиболее акцентируется матерью либо путем сознательных педагогических усилий, либо за счет собственного примера. Позиция матери всегда значительно влияет на ребенка, пусть даже она открыто не выражается и не обсуждается. Аналогично положение Солнца в доме раскрывает установки отца, его жизненный стиль и способ самовыражения.
Мы уже говорили, что слабые или сильные позиции планет количественно влияют на силу их действия. Теперь я хочу изложить критерии, которые помогут оценивать качественные различия.
диаграмма 4
Для Солнца наиболее благоприятная позиция — в верхней части карты, естественно связанной с ролью отца (см. диаграмму 4). Сатурн лучше чувствует себя в нижней части. Дома IX и X — дома индивидуации, где мы находим внутреннее руководство и в наибольшей степени развиваем свой потенциал, способность уверенно, правильно и легко оценивать жизненные ситуации и адекватно в них действовать. Если отец обрел для себя внутреннее руководство, если он живет в согласии с самим собой, доверяет собственным суждениям, имеет волю и мужество постоять за себя и бороться за то, что считает правильным, тогда Солнце его ребенка скорее всего расположено в верхней части карты, в домах VIII — XI. Это положение говорит о том, что отец обладал достаточной уверенностью в себе, которая помогла ребенку сформировать свою собственную. В нижней части карты Солнцу приходится действовать в материнской сфере. Это зона коллективного (дома III, IV). Здесь самое важное — быть достойным членом общества (в психологическом смысле мать — безопасность). В детстве именно мать дает нам ощущение безопасности, а с возрастом его дает общество, в котором мы живем. Мы культивируем в себе чувство принадлежности к обществу. Мы сообща создаем и используем его блага (улицы, освещение, всю государственную инфраструктуру). Как полноправные граждане своего города или селения мы имеем право на свою долю этих благ. Таков договор, всеми нами охраняемый. Он предполагает, конечно, нашу готовность выполнять писаные и неписаные правила сообщества, уважать его законы и обычаи.
Все это мы находим в нижней трети карты, где мать символизирует общество. Она учит нас всему, что нужно знать, чтобы найти свое место в обществе. Это ее задача. Поэтому ее сфера — сфера коллективного начала.
Когда Солнце оказывается в этой сфере, это значит, что отец, по всей вероятности, чувствовал себя связанным необходимостью подчиняться общественным требованиям. Возможно, он был приятным и милым человеком, но ему недоставало качеств, характеризующих отцовский образ: предприимчивости, мужества, готовности рисковать, увлеченности. Он мог быть очень популярен в своей компании, мог иметь свойство распространять вокруг себя атмосферу спокойствия, довольство, радость; мог с добросердечным старанием вести общественные дела, от которых многие отказываются. Все это очень ценные качества, но они не принадлежат архетипической фигуре отца, о чем и свидетельствует Солнце в нижней части карты, в сфере коллективного.
Сатурн в верхней части карты говорит о том, что мать вела себя согласно отцовскому архетипу. Вполне возможно, что она была очень независима и обладала сильной индивидуальностью, эти качества более соответствуют отцовскому образу, чем материнскому. В наше время так часто бывает. Это способствует смешению архетипических ролей в психике ребенка. Впрочем, становится ясным: в ближайшие несколько десятилетий наши представления о "правильном" отцовстве и "правильном" материнстве столь кардинально изменятся, что нам придется адаптировать свое мышление к новым меркам.
Я рассмотрел положения главных планет в верхних и нижних домах карты, домах индивидуального и коллективного мышления соответственно. Теперь обратимся к позициям Солнца и Сатурна на оси отношений, то есть в левой и правой зонах карты.
Солнце и Сатурн в контактной сфере
В фиксированных домах Солнце несколько сковано их сатурнианскими чертами. Оно должно формализовывать свои проявления, не может излучать свой свет с присущей ему свободой. Солнечный принцип побуждает к постоянной активности, но фиксированные дома сдерживают его. В них более подходящая обстановка для Сатурна: он позитивно усиливается благодаря предопределенным ролям и формам поведения, твердо расставленным позициям.
В левой части карты (дома I и XII) Солнце еще находится на подъеме и стремится бороться за признание. Оно бывает так поглощено своими делами, что остальное перестает для него существовать. На вершине карты Солнце охотно принимает ответственность как за себя, так и за других. Сфера коллективного, расположенная внизу, успешно напоминает ему об ответственности за благополучие других. В левой же части карты Солнце склонно к защитной позиции. Для политической карьеры, например, предпочтительнее Солнце в верхней части карты, чем в левой, где оно слишком склонно к эскапизму и защитной позиции.
Если Солнце находится в "Ты"-зоне (дома VI и VII), оно приобретает некоторые лунные качества: адаптируется в своих проявлениях к нуждам и желаниям других людей. Оно смотрит на себя их глазами и порой с трудом различает границу между собой и личностями окружающих. Оно всегда осознает не себя, а лишь свои отражения. Но вы едва ли сможете ему это объяснить. Человеку с Солнцем в VI или VII доме эти представления покажутся очень скучными, непонятными. Если вы скажете такому человеку, что он поглощается своим окружением и лишь через него находит себя, то скорее всего услышите в ответ: "А разве не все так делают?" Он не понимает (и не сразу поймет), что может быть иначе.
На Десценденте Солнце теряет часть своей силы, поскольку очень зависит от оценки окружающих. Находясь в некоторых знаках, оно может давать и тенденцию к контролю, что в свою очередь создает зависимость. Мы нуждаемся в тех, кто нуждается в нас: те, кто от нас зависит, подтверждают наше бытие. Для Солнца это не лучший вид отношений, он больше подходит для Луны, которая умеет контактировать с людьми, устанавливать осмысленные и многообразные связи.
Сатурн в контактной зоне чувствует себя в затруднительном положении. По природе он стремится к замкнутости, а здесь обстоятельства принуждают его раскрываться. Он может вести себя открыто, но это будет результатом воспитания, а не естественным свойством. Он должен учиться приветливости и непринужденности. Человек с Сатурном в контактной зоне может освоить эти навыки, не обладая ими от природы. Лучше всего, если его учит мать, если она социально общительна и может быть подходящим примером. Но, сколь бы хорошим учеником он ни был, внимательный наблюдатель довольно скоро заметит искусственность обхождения. Недостаток естественного тепла и чистосердечия сохраняется, а порой словно стеклянная стена отделяет такого человека от окружающих. До какой -то степени Сатурн может усвоить чуждый ему стиль функционирования, но он не может стать спонтанным.
Мы можем сделать несколько основных выводов. У всех трех главных планет есть области карты, где они проявляются в полном соответствии со своей природой. Вне этих областей их действие ограничивается чуждыми им условиями, вплоть до полной блокировки в крайних случаях.
Конечно, это не значит, что, например, иметь Солнце в нижней части карты или Сатурн в верхней — "плохо". Ничего подобного. Я имею в виду лишь более или менее благоприятные внутренние тенденции. Как мы их воплотим, — зависит от внешних условий в годы нашего формирования и от нашей готовности прилагать к этому усилия. Зная свои предрасположенности, легче принимать реалистичные и адекватные решения. Иначе нам грозит погоня за несбыточным, со всеми ее последствиями,
У каждого человека в карте есть планеты, не слишком хорошо расположенные. У каждого начальные условия не идеальны, и человек должен это компенсировать на пути к успеху. Главное — понимать, что происходит, и вовремя принимать контрмеры. Невозможно переместить Сатурн сверху вниз или Солнце — снизу вверх. Но, используя здравый смысл и внутреннюю дистанцию, можно приложить сознательные усилия к преодолению неблагоприятных ролевых стереотипов, расширив этим свои личностные возможности. В конце концов, кроме "неудачной" планеты, мы имеем еще девять, которые могут по помочь решить проблему.
Обычно мы больше ощущаем ущерб от неблагоприятно расположенной главной планеты, чем преимущества — от хорошо расположенной. Не стоит сравнивать себя с соседом: у него другая карта. Мы склонны судить о себе по стандартам других людей, а не по своим собственным. Именно поэтому астрология может принести нам большую пользу: она позволяет принимать себя такими, как есть, не осуждая себя на основе надуманных критериев.
Ролевая модель ребенка (Луна)
Роль ребенка отражена в карте Луной. Взрослые тоже могут вести себя по-детски, особенно когда они влюблены: любовь делает всех равными. Ей неважно — выдающаяся личность наш партнер или, наоборот, совершенно ординарная. Мы равны в любви, — иначе это не любовь. В любви мы, как дети: естественны, спонтанны, полностью открыты, мы свободно принимаем друг друга и стремимся стать единым целым с тем, кого любим. Мы должны быть, как дети, доверчивы и бесхитростны. Более того, нам необходимо увидеть ребенка и в себе, и в объекте своей любви (иногда в нем это легче увидеть, чем в других).
Луна, символ чувственной природы, символизирует принцип отражения, который можно уподобить элементу Воды. Вначале наше чувственное "Я" переживает себя, не будучи ограничено рамками личности. Так и вода течет свободно всюду, если на ее пути нет барьеров. Подобным образом наши чувства готовы следовать инстинктам, проникая всюду, заполняя все, не заботясь о нуждах повседневной жизни. Последнее обеспечивает Сатурн.
Нами всеми движут чувства: жажда любви, стремление к переменам и новым ощущениям, потребность больше знать об окружающем мире, проявляющаяся как безудержное любопытство. Конечно, мы постоянно натыкаемся на препятствия, которые защищают либо нас, либо от нас, побуждают направить энергию в более приемлемое русло, бросая нам вызов. Так мы учимся приспосабливаться к реальностям жизни. И благодаря борьбе с ограничениями, через противостояние с окружающим миром, в нас постепенно пробуждается сознание своего бытия. Именно через чувства мы впервые узнаем, что являемся отдельной личностью, — глубоко пережив любовь или встретившись с Сатурном, с неумолимыми законами и ограничениями? Травма, связанная с этими личными переживаниями, дает нам знание о себе, а также умение учитывать нужды и права других людей.
У Луны тоже есть "свои" дома в карте и другие, где она чувствует себя скованной. Наиболее благоприятны для нее четыре дома у горизонтальной оси — зона активного установления контактов. В этих домах, XII, I, VI и VII, Луна может быть целиком занята своим делом — отношениями, хотя это не всегда связано с приятными эмоциями. Даже в XII доме, для которого характерна большая погруженность в себя и даже нередко отсутствие внешних контактов, лунное сознание работает в терминах отношений, или соотнесенности. XII дом не без оснований считается домом изоляции, но, тем не менее, Луна вполне может свободно себя в нем чувствовать, если она не поражена блокирующими аспектами. Она реализует себя в контактах надличностного характера.
В естественных сферах Солнца и Сатурна Луна чувствует себя скованно: от нее ожидается не свойственное ей реагирование. В ней нет стремления к безопасности, характерного для домов нижней трети карты. При встречах с новым опытом она предпочитает свободу и спонтанность. В нижней трети это не приветствуется: "Нельзя так делать! Что скажут соседи!" Там Луна должна выполнять общественные нормы, которые обычно блокируют ее непосредственность. Для Луны стандартизированное поведение совершенно неудовлетворительно: она ищет индивидуальных, личных отношений.
На вершине карты, в зоне индивидуации, Луне приходится притворяться Солнцем, что создает большое напряжение. Эта область карты требует напора, которого у Луны не может быть. Ей остается только взять на себя роль, производящую должное впечатление на окружающих. Но есть лишь одна роль, сколько-нибудь подходящая для Луны: всеобщего любимца, "своего парня". В этой роли она может пустить в ход свое обаяние, свою обезоруживающую улыбку, свои естественно деликатные манеры. Так она получит положительную обратную связь.
Поведение некоторых наших "восходящих звезд", — то, как они угождают чувствам публики, — может служить иллюстрацией к сказанному. Им не обязательно иметь особый талант. Гораздо важнее вызывать у публики чувство удовольствия и восхищения, — тогда придут слава и положение "звезды", хотя бы на короткое время. Нужно добиться благосклонности средств массовой информации и "галерки". В таких вещах помогает Луна, расположенная в верхней части карты.
Обычно эта слава улетучивается с возрастом. Лунный блеск непостоянен, ненадежен.
Нельзя назвать удачными и позиции Луны в фиксированных домах (II, V, VIII, XI). Она чувствует себя в них беспомощной, скованной. В фиксированных домах властвуют правила, поэтому поведение в них состоит из предопределенных ролей. Эти правила диктуются неким меньшинством внутри сообщества, а не живой человеческой массой, как в нижних домах. Луна должна проявляться в согласии с ними, подчиняя свои собственные желания требованиям общества, и заботиться о том, чтобы отношения соответствовали общепринятым стереотипам. Это все может сделать Луну тревожной, вызвать у нее чувство давления со всех сторон (так называемая "Луна в сэндвиче").
 
назад к содержанию