Сверхчувственные восприятия, упражнения к лекции 14
УПРАЖНЕНИЕ XIV/1:
ВООБРАЖЕНИЕ ЦВЕТНОГО ОБРАЗА (II) (оу)
Целевая установка: Воображаемое создание двухцветного мысленно- го образа и его усиление.
Воздействия: Продолжая упражнение IV/4. мы хотим улучшить нашу способность эйдетического зрения тем, что вызываем в нашем зрительном центре не один. а одновременно два цвета.
Побочным эффектом, который не следует недооценивать. при. этом является то. что мы одновременно достигаем "повышения качества" протекания наших нервных функций: ведь объем поступающей в нас во время сверхчувственных восприятий информации на- столько велик, что своим "нормальным" мыслительным процессом мы его не можем обработать.
Замечание: Тем из нас. кому с трудом удается создание двух- цветного мышления, мысленного образа, следует в качестве предварительного несколько раз повторить упражнение IV/1: шансы на успех при этом увеличиваются.
Ступень 1 упражнения: Удобно садимся или ложимся, предварительно позаботившись о том, чтобы в ближайшие полчаса нас никто не побеспокоил. Затем закрываем глаза и перемещаемся в состояние Пси-сознания.
С закрытыми веками мы даем себе внушение, что видим прямоугольник, верхняя половина которого зеленого цвета, а нижняя - красного. Если мы видим оба цвета ясно и ярко, то пытаемся "удержать" их на 5 минут.
Затем убираем зеленую половину и видим теперь только красную часть двухцветного до этого прямо- угольника.
Если удалось, то "растягиваем" оставшуюся цветовую половину на весь прямоугольник, так что видим его теперь целиком красным.
Как только мы увидим сплошной красный прямо- угольник, сразу же изглаживаем весь образ и вызываем двухцветный образ.
А теперь повторяем вышеописанный процесс с той лишь разницей, что на этот раз мы убираем красную половину, а зеленую распространяем на всю площадь прямоугольника.
Если мы сможем в течение 3-х дней подряд безупречно вызывать воображения двухцветного образа. то переходим к следующей ступени упражнения.
Ступень 2: Ход выполнения этой части упражнения точно со- ответствует ступени 1. Разница в том, что на сей раз мы даем себе внушение увидеть две цветные лампы накаливания (опять красную и зеленую), расположен- ные друг над другом.
Цвета, которые мы увидим на этой ступени упражнения. должны быть более яркими, чем цвета прямо- угольника. И кроме того, мы попытаемся день ото дня усиливать силу яркости цветов.
Длительность упражнения: ежедневное время выполнения не должно превышать 30 минут.
Частота повторения упражнения: ступень 1 мы выполняем 3 дня подряд утром и вечером (или до достижения успеха), а вторую ступень 4 дня (или до дости- жения успеха).
УПРАЖНЕНИЕ XIV/2: ВООБРАЖЕНИЕ ЦВЕТНОГО ОБРАЗА (III) (оу)
Целевая установка: Воображаемое создание всех отдельных цветов спектра и их поочередное изглаживание.
Воздействия: Как и предыдущем упражнении, мы хотим достичь стабилизации наших нервных структур переработки и улучшить нашу способность эйдетического зрения.
Ход упражнения: Удобно и расслабленно садимся в кресло или ложимся, закрываем глаза и перемещаемся в состояние Пси-сознания. Затем даем себе внушение увидеть все цвета спектра - то есть цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый - в виде цветной ленты, на которой в указанной последовательности появляются цвета. Если удалось в течение 5-й минут видеть цветной спектр, то убираем, начиная с красного, в равномерном ритме один цвет за другим. пока не останется только черная пустота.
Длительность упражнения: Ежедневное время упражнения составляет 2 " 10 минут.
Частота повторения упражнения: Тренируем нашу способность к воображению с помощью этого упражнения в течение 3 дней утром и вечером, но в любом случае до достижения успеха. Затем переходим к упражнению XIV/3.
УПРАЖНЕНИЕ XIV/3: КОНЦЕНТРАЦИЯ НА ЦВЕТАХ (II) (оу)
Целевая установка: Как и упражнением VII/4, мы хотим наш индивидуально любимый цвет развить в живой и яркий образ (только на сей раз мы отказываемся от "реального" образа цвета).
Воздействия: Создание эйдетического образа требует привлечения множества разнообразных элементов, то есть большого количества отдельных информаций. Этим упражнением мы тренируем не только нашу способность воображения, но и повышаем качество нервных структур. занимающихся переработкой информации, в особенности структур зрительного центра.
Вспомогательное средство: будильник.
Ход упражнения: В удобном сидячем или лежачем положении перемещаемся а Пси-сознание.
В этом состоянии наивысшей восприимчивости с закрытыми глазами представляем себе наш любимый цвет таким образом, чтобы он заполнил все наше сознание. Но не в таком ярком виде. как в предыдущих упражнениях, а скорее диффузно и туманно.
Если это получилось, то эйдетически "надстраиваем" подходящую к данному цвету "декорацию":
Например, при красном цвете - огонь, медленно распространяющийся, или кроваво красное небо на восходе солнца.
При зеленом это может быть образ ярко освещен- ных солнцем склонов гор или при голубом - озеро и светлоголубое небо с облаками-барашками на нем, или же побережье южных морей с океанской водой и коралловым рифом.
Мы фиксируем этот созданный нами живой и яркий образ до тех пор. пока будильник не напомнит нам об истечении времени упражнения. После этого на не сколько минут расслабляемся, погружаясь в состояние покоя мыслей.
Длительность упражнения: Ежедневное время упражнения не должно превышать 20 минут. Поэтому перед началом упражнения ставим будильник именно на этот отрезок времени.
Частота выполнения упражнения: Выполняем упражнение 1 раз в день в течение трех дней вечерами перед отходом ко сну (и так, пока не достигнем успеха).
УПРАЖНЕНИЕ XIV/4: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (оу)
Целевая установка: Создание мысленного образа и последующее "невосприятие" реального образа.
Воздействия: Уже ставшее привычным создание эйдетического образа служит повышению нашей способности к воображению. С помощью этой ступени упражнения мы двигаемся еще дальше: тем, что мы "не хотим воспринимать" зафиксированный зрительными рецепторами наших глаз образ, то есть мы сознательно подавляем нервные импульсы, поступающие через зрительный нерв в зрительный центр, и получаем полный контроль над соответствующими структурами переработки и повышаем их эффективность.
Вспомогательное средство: Образец для созерцания "черная звезда" на белом фоне (прилагается).
Ступень 1: позитивное зрительное воображение
Удобно сидя в кресле, перемещаемся в Пси-созна- ние. Глаза закрыты. Даем себе внушение, что видим белую звезду на абсолютно черном фоне. Формула внушения для этого (ее мы применяем до тех пор. пока не появится эйдетическая звезда):
"Я вижу белую звезду... я вижу белую звезду... я вижу белую звезду... и т.д."
Если в течение нескольких секунд мы ясно и от- четливо смогли воспринять белую звезду, значит эта ступень упражнения удалась, и можно переходить к внушению негативного зрительного воображения.
Ступень 2: негативное зрительное воображение
Этой ступенью мы хотим достичь эффекта обрат- ного тому. который мы вызвали позитивным визуаль- ным воображением: не воспринимать более сознатель- но реальный образ.
Для этого нам необходим прилагаемый к данной лекции образец созерцания, на котором изображена черная звезда на белом фоне. Мы ставим его на стол перед нами на расстоянии примерно 1.5 м от глаз. Мы пристально смотрим на звезду, не моргая, и постоянно
даем себе при этом (естественно, снова в состоянии Пси-сознания) следующее внушение:
"Я больше не вижу звезды.. я больше не вижу звезды... я больше не вижу звезды и т.д."
Цель упражнения достигнута, если мы хотя бы на одно мгновение перестаем видеть звезду.
Длительность упражнения: Вызывание позитивного зрительного образа дол- жно. вероятно, у нас получаться уже быстро, так что первая ступень должна занимать не более 10 минут. А для второй ступени спокойно можно отвести полчаса. Поэтому общее время выполнения всего упражнения составит примерно 40 минут.
Частота повторения упражнения: Позитивное и негативное воображение мы вызываем 1 раз в течение 3-х дней подряд (утром и вечером). до достижения успеха. После этого переходим к упражнению XIV/5.
УПРАЖНЕНИЕ XIV/5: СЛУХОВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (оу)
Целевая установка: На первой ступени мы научимся "слышать" несуществующий колокольный звон, а на второй попытаемся не воспринять сознательно реальный колокольный звон.
Воздействия: С помощью обеих ступеней упражнения мы учимся устанавливать полный контроль над теми нервными структурами, которые участвуют в переработке акустических раздражений. Важным побочным явлением это- го является повышение их эффективности.
Вспомогательные средства: Магнитофон и кассета с записью колокольного звона.
Ступень 1: позитивное слуховое воображение
С закрытыми или открытыми глазами (второй вариант для имеющих лучшую подготовку) перемещаемся в Пси-сознание и представляем себе, что мы лежим на лугу неподалеку от небольшой деревни. Воскресное утро, вскоре люди пойдут в церковь, звонят колокола, чтобы призвать верующих к молитве.
Сразу затем в это настроение воскресного утра (можно спокойно представить себе сияющее голубое небо с проносящимися по нему облаками, пение птиц и т.д.) вклинивается отдаленный, но сильный звук церковных колоколов, который делает окружающую нас тишину еще более отчетливой.
Если нам не удается совершенно отчетливо услышать колокольный звон, то для поддержки даем себе следующее внушение:
"Я слышу колокольный звон... я слышу колокольный звон... и т.д."
Если мы безупречно смогли разобрать и воспринять колокольный звон в течение нескольких минут,
то мы прерываем упражнение и сразу же переходим ко второй ступени.
Ступень 2: негативное слуховое воображение
Теперь будем игнорировать реальный колокольный звон, так, что не будем его больше воспринимать. Для этого нам нужна магнитофонная запись колоколь- ного звона.
После того, как мы включили магнитофонную запись, мы постоянно - разумеется, в состоянии Пси- сознания - даем себе следующее внушение:
"Я больше не слышу колокольный звон... я больше не слышу колокольный звон... и т.д.",
Пока действительно не перестанем его слышать. Этим мы достигаем нашей целевой установки - негативного слухового воображения - и можем переходить к следующему упражнению.
Длительность упражнения:
Ступень 1 должна занимать до 0.5 часа, а ступень 2 принесет успех уже через 10-15 минут. Общая про- должительность упражнения, таким образом, 40-45 минут.
Частота повторения упражнения: Мы вызываем позитивные и негативные слуховые воображения по 1 разу в день в течение 3-х дней подряд (утром или вечером) до достижения успеха. Затем переходим к упражнению XIV/6.
УПРАЖНЕНИЕ XIV/6: СЕНСОРНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (оу)
Целевая установка: На первой ступени упражнения мы хотим вызвать сенсорное ощущение без того, чтобы для этого был необходим физиологический повод. А на ступени 2 мы проигнорируем реальный рецепторный болевой сигнал настолько, что он даже не проникнет в сознание.
Воздействие:
Тем, что на ступени 1 мы (как уже в упражнении XII/11) сознательно имитируем в наших кортикальных нервных структурах сигналы, соответствующие тем сигналам. которыми обычно передается информация о состоянии тела от рецепторов организма, мы значительно повышаем способность приема и переработки информации нашим мозгом, а также устанавливаем контроль за участвующими в этом кортикальными и субкортикальными структурами.
Следующее за этим отрицание реальных сенсор- ных ощущений, в чем мы уже также тренировались и, вероятно, уже довольно хорошо владеем ими - служат той же цели.
Замечание: Поскольку данное упражнение является большим шагом вперед к достижению сверхчувственного восприятия, нельзя недооценить его значения - даже в том случае, если мы считаем, что уже владеем сенсорными, или чувственными воображениями.
Вспомогательное средство: зажим для белья.
Ступень 1: позитивное сенсорное воображение
В состоянии Пси-сознания даем себе внушение, что на кончике одного из пальцев рук и ног, мы ощущаем кратковременную, но отчетливо воспринимаемую боль. Приблизительно так:
"Кончик моего указательного пальца (или большого пальца ноги) болит... кончик моего указательного паль- ца (или большого пальца ноги) болит... и т.д".
Если нам удалось сознательно воспринять болевой сигнал, то переходим ко второй ступени упражнения.
Ступень 2: негативное сенсорное воображение
Те из нас, кто страдал головными или другими болями, используя соответствующие упражнения лек- ций 11-13 уже научились отрицать сенсорные эффекты и отключать любое ощущение боли. Но и они должны выполнять данное упражнение, как и все те обучаю- щиеся, которые, к их счастью, абсолютно здоровы.
Чтобы быть в состоянии отрицать болевой сигнал, его сначала нужно вызвать. Он не должен быть осо- бенно сильным, и мы просто прищемляем зажимом для белья тот палец на руке или ноге. который мы выбрали как "жертву".
Затем даем себе - опять в состоянии Пси-созна- ния - следующее внушение: "Боль исчезла... боль исчезла... и т.д.". Повторяем его до тех пор, пока не перестаем воспринимать легкую боль от зажима. Если это про- изошло, то заканчиваем упражнение. Длительность уп- ражнения: в зависимости от степени личностного раз- вития обе ступени упражнения вместе занимают от 10 до 30 минут.
Частота повторения упражнения: опять повторяем упражнение в течение 3-х дней подряд (или до успеха) и переходим к упражнению XIV/7.
УПРАЖНЕНИЕ XIV/7: ВООБРАЖЕНИЕ ЗАПАХА (оу)
Целевая установка: Квазисенсорное восприятие несуществующих молекул запаха и невосприятие запаха реальных ароматических веществ.
Воздействия: Вызванные ступенью 1 упражнения воздействия соответствуют в целом воздействию упражнения VII/12 и более того приводят к сенсибилизации наших структур обоняния.
С помощью негативного воображения запаха мы достигаем еще большего контроля над этими областями мозга.
Вспомогательные средства: Свежие цветы или освежитель воздуха цветочным ароматом (например, с ароматом сирени).
Ступень 1: позитивное воображение запаха
Удобно сидя в кресле, перемещаемся в состояние Пси-сознания и, насколько можем интенсивно и пла- стично, представляем себе сад, в котором цветет мно- жество кустов сирени (можно выбрать и любой другой цветок).
Если этот образ возник, то даем себе внушение: "Я чувствую запах сирени... я чувствую запах сирени... и т.д."
Как только мы отчетливо воспримем аромат сирени, сразу прекращаем упражнение и начинаем вторую ступень.
Ступень 2: негативное воображение запаха
Снова мы хотим проигнорировать сенсорное ощущение так. чтобы оно не проникало больше в наше сознание. Необходимыми для этого молекулами запаха нас обеспечат либо свежесрезанные цветы, которые мы поставим на стол прямо перед собой, либо осве- житель воздуха, который мы в течение нескольких секунд будем распылять в помещении, где выполняем упражнение. Теперь попытаемся проигнорировать этот запах и поддержим это усилие с помощью следующего внушения:
"Я не ощущаю никакого запаха... я не ощущаю никакого запаха... и т.д."
Как только мы перестаем воспринимать запах цве- тов (и естественно любые другие возможно имеющиеся в помещении запахи) мы прекращаем упражнение как выполненное.
Длительность упражнения: Обе ступени требуют примерно по 15 минут, значит вообще время ежедневного упражнения составляет приблизительно 30 минут.
Частота повторения упражнения: Выполняем упражнение по воображению запахов 1 раз в день в течение 3-х дней (утром и вечером) до достижения успеха. Затем переходим к упражнению XIV/8 - последнему из этой серии.
УПРАЖНЕНИЕ XIV/8: ВКУСОВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (оу)
Целевая установка: В двух ступенях упражнения мы сначала вызовем в сознании вкусовое впечатление, которое не имеет реальной основы (а именно: при отсутствии реальных вкусовых ощущений), чтобы затем так проигнорировать реальное впечатление вкуса пряности на нашем языке, что мы не будем его воспринимать.
Воздействия: Наряду с уже достигнутыми при выполнении упражнения VII/13 воздействиями это упражнение при- водит к сенсибилизации тех перерабатывающих раздражения структур, которые отвечают за вкусовые восприятия, и дает нам возможность полного контроля за ними.
Вспомогательные средства: Соль, перец, лимонный сок, мята или какой-либо другой продукт питания с ярко выраженным вкусом.
Ступень 1: позитивное воображение вкуса
В состоянии Пси-сознания концентрируемся на вкусовом ощущении, которое сильно выражено и до- минирует в одном из любимых нами блюд: например. вспомним жаркий летний день. когда мы изнываем от жажды и не желали ничего, кроме холодного как лед лимонного напитка. Или представим себе вкус аромат- ной клубники, или венгерской салями, или... того. что мы хотим сами.
Наше воображение мы поддерживаем, разумеет- ся, снова с помощью внушения:
"Я пробую клубнику... я пробую клубнику... я про- бую клубнику... и т.д."
Как только у нас возникает впечатление, что мы на языке ощущаем вкус представляемого продукта, пере- ходим к негативному воображению вкуса.
Ступень 2: негативное воображение вкуса
Для того, чтобы вызвать как можно более интенсивное вкусовое ощущение, которое мы затем посредством соответствующего самовнушения не захотим больше воспринимать, возьмем на язык небольшое количество какой-либо пряности или другого предмета - продукта питания с ярко выраженным вкусом. Затем внушаем себе:
"Я не ощущаю вкуса... я не ощущаю вкуса... я не ощущаю вкуса... и т.д." до тех пор, пока не исчезнет малейшее вкусовое ощущение.
Длительность упражнения:
Обе ступени вместе занимают примерно 30 минут. Частота повторения упражнения: выполняем обе ступени 1 раз в день в течение 3-х дней (утром или вечером) до достижения успеха.
УПРАЖНЕНИЕ XIV/9 ВООБРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ (оу)
Целевая установка: В 5 ступенях упражнения мы хотим построить воображаемую, чисто "духовную реальность": кусочек мира, не только представляющий собой копию действительности. но являющийся настолько реальным, что мы его "испытаем" на себе, как и любое другое "ре-альное" окружение.
Воздействия: Данное упражнение представляет собой в значительной степени не только "отпуск" от повседневно- сти (возможный в любое время и к тому же бесплатный), но и открывает перед нами совершенно новые просторы:
"Обычно" мы воспринимаем окружающий нас мир посредством тех нервных сигналов, которые переда- ются рецепторами соответствующих субкортикальных и кортикальных центров переработки. Формируя в на- шем сознании с помощью самовнушения идентичные нервные сигналы и посылая их как квазисенсорные
информации в центры переработки, мы позволяем воз- никнуть в себе "духовному миру", как две капли воды похожему на "реальный".
Вызванная этим сенсибилизация наших нервных структур делает их особенно восприимчивыми к бед- ным энергией квантам космической энергии, снабжаю- щим нас той информацией, которая составляет сущность сверхчувственных восприятий.
Итак, чем лучше нам удастся вызвать в себе воображения. тем более выраженными будут позже наши способности к сверхчувственным восприятиям.
Замечание: Все ступени упражнения выполняются подряд. Если в начале, или в какой-либо день у вас не получается какая-то ступень, то следует прекратить уп- ражнение, чтобы на следующий день начать опять с первой ступени.
Вспомогательные средства: Будильник, освежительная смесь воздуха "Свежесть прибоя".
Ступень 1: воображение запахов
Лежа в удобной позе, закрываем глаза и перемещаемся в состояние Пси-сознания.
Представляем себе затем, что лежим с закрытыми глазами где-то на пляже атолла южного полушария и "ощущаем" носом солоноватую свежесть океанского воздуха.
(Это представление не в коем случае нельзя рас-пространять на перерабатывающие раздражения структуры других органов чувств: то есть мы не "видим" ни океана, ни пляжа, не слышим прибоя и не ощущаем морской ветер кожей).
Если нам удалось "вдохнуть морской аромат", то можем давать себе второе воображение. Если же нет, то в первые дни можем помочь нашей силе воображе- ния/ применив химическое средство: возле своей головы включаем освежительную систему воздуха "Свежесть прибоя", распространяющую морской аромат.
Ступень 2: воображение чувства и запахов
Теперь распространим наше воображаемое восприятие и на сенсорные ощущения, то есть чтобы не только "обнять", но и "почувствовать" наше местопре- бывание в южном полушарии.
Итак, мы чувствуем мягкий теплый песок пляжа. на котором мы лежим в воображаемом нами мире и к которому приятно приспосабливаться нашему телу: мы зачерпываем песок в ладонь и чувствуем, как он медленно просыпается между пальцами и т.д.
Жаркие лучи южного солнца согревают наше тело, и мы ощущаем тепло на нашей коже. Приятный бриз, дующий с океана и нежно ласкающий наше тело. несет прохладу.
Воздух мягок и полон приятных ароматов: мы чувствуем запах соли и водорослей, аромат орхидей. растущих рядом с пляжем... и т.д.
(Больше пока ничего не воспринимаем - ни зри- тельные, ни слуховые, ни вкусовые впечатления не возникают в нашем сознании).
Ступень 3: воображение чувства, запахов и звуков
Чтобы "услышать", что происходит вокруг нас. мы должны активизировать перерабатывающие слуховые раздражения структуры нашего неокортекса.
Мы слышим шум прибоя, шелест ветра в метелках пальм, щебетанье птиц, пролетающих над нами... и т.д. (Мы слышим, чувствуем и обоняем теперь песок и пляж. океан и ветер, деревья, цветы и животных - лишь зрительные и вкусовые восприятия мы пока не задействуем).
Ступень 4: воображение вкуса, чувства, запахов и звуков
Создавая воображением еще и вкус солоноватого океанского воздуха так, что мы его чувствуем на языке в полном смысле слова, мы усиливаем впечатление "реальности" духовного "созданного" нами места на- столько, что оно уже больше не отличается от соответствующего реального места.
Мы ни в малейшей степени не сомневаемся, что "действительно" лежим на океанском пляже, слушаем волны и ветер.
То, что это представление исключает зрительные впечатления, не уменьшает эффекта его реальности: мы ведь дали себе внушение, что лежим на нашем пляже мечты с закрытыми глазами, и если бы мы лежали на "настоящем" пляже с закрытыми глазами, мы ведь тоже ничего не видели бы.
Как и на "настоящем" пляже, мы можем, конечно, и на воображаемом открыть глаза, от чего квазисенсорное впечатление станет совершенным.
Ступень 5: воображение всех ощущений
Лежа на кушетке все еще с закрытыми глазами и находясь в состоянии Пси-сознания, мы воображаемо "открываем" теперь глаза и ясно, ярко и красочно "видим" сверкающий голубой океан, бросающий свои волны на пляж, или коралловый риф, расположенный перед нами пляжем - да. мы точно видим, что это белый пляж острова.
Бросив второй взгляд, мы видим над нами деревья - теперь узнаем, что это кокосовые пальмы, раскачивающиеся на ветру, и знаем, что находимся на одном из тропических атоллов, который создан благодаря вековой работе кораллов.
Теперь мы видим и мягкий белый песок, который пропускаем сквозь пальцы (и ощущаем это), и небо, огромным колоколом раскинувшееся над морем и ос- тровом.
Как только мы всеми своими соответствующими сенсорными воображаемыми ощущениями исследовали этот атолл, упражнение успешно окончено.
Варианты хода упражнения: Как только мы уверенно овладели воображаемым сознанием острова и того, что на нем находится и что его окружает, мы можем проводить это упражнение - разумеется, опять ступень за ступенью - сидя или при ходьбе.
Кроме того было бы уместно перевернуть последовательность выполнения ступеней упражнения: в этом случае мы сначала активируем все воображаемые
ощущения, а затем последовательно их ощущение за ощущением опускаем (то есть выполняем от 5-ой к 1-ой ступени). Само собой разумеется, на нашем острове мы могли бы свободно передвигаться и действовать. Но поскольку для этого требуется высокий уровень духовного развития, то выполнением этого мы займемся в последующих упражнениях. Кто уже теперь чувствует себя в состоянии осуществить это, может спокойно попробовать, хотя бы для того, чтобы убедиться, доступно ли это ему сейчас.
Длительность упражнения: 5 ступеней упражнения можно выполнять до 2-х часов. Необходимо обязательно соблюдать этот пери- од времени, контролируя себя при помощи будильника. Если в начале нам не удается какая-либо ступень. то следует в этот день прервать упражнение и начать с 1-ой ступени на следующий день.
Частота упражнения: Мы представляем себе наш воображаемый остров 2 недели подряд ежедневно перед сном. Если по истечении этого срока мы не становимся свободными в вызове воображений, повторяем упражнение до успеха.