Транзиты Сатурна.
ТРАНЗИТЫ САТУРНА
Последствия, возникающие из-за транзита Сатурна неприятные, но на следующем этапе они приносят стабилизацию и чувство безопасности. В то время, как транзит Юпитера приносит облегчение ситуации и видимость беспроблемного протекания событий. Проблемы возникают после того, как этот транзит проходит. В наихудшем случае транзит Сатурна запутывает личность в сети внутренних ограничений. Но если его свойства осознаны и используются соответственно, то Сатурн приносит интеграцию с окружением, с общественным порядком или с обществом, в котором живет человек. Цикл движения Сатурна около 30 лет, психологию его связывают с кризисом середины жизни. Движение Сатурна дает ему возможность задерживаться в каждом знаке около 2,5 лет. Каждое соединение Сатурна открывает неизвестные ранее аспекты личности (каждое соединение Сатурна со значимой точкой карты, т.е., главным образом, с соединением планет, с планетой, с угловыми домами, с куспидами домов). Соединение Сатурна со светилами - Солнцем и Луной формирует, иногда, тяжелые комплексы. Безусловно, это зависит от положения светила к планете в карте, от силы его и аспектации. Причину возникновения комплексов покажут те планеты с которыми соединены светила, их проблематика может проходить к домам, которыми они управляют. За Сатурном стоит фиксация свойств планеты на каждом новом уровне новых качеств. Первый цикл социальных планет мы связываем с развитием на биологическом уровне. Сатурн особенно заметным образом проявляется на биологическом уровне в женских картах. Первая оппозиция Сатурна часто сопровождается началом месячных, вторая оппозиция - началом климакса. Таким образом, способность женщины рожать детей замыкается обычно в области между двумя последовательными соединениями Сатурна. И это совпадает с циклами Луны, рождение детей является физиологически возможным между двумя оппозициями Луны по прогрессиям, что само по себе совпадает с этими циклами Сатурна.
Первый транзит Сатурна -
растущая квадратура в возрасте 6-7 лет. ПРОШЛОЕ. Этот транзит придает структуру тому опыту, который возник в течении первой попытки противостоять влиянию семьи, влиянию воспитателей, влиянию общества такого, каким он его воспринимает. Он противостоит родительской власти тем способом, который позволяет ему рационально обосновывать свои шалости, он начинает размышлять об вспомогательных средствах, например, таких как одежда, еда, выбор друзей, он осознает смысл собственности, но стремится проверить существующий порядок. Все учебники по детской психологии содержат случаи о немотивированных кражах детей в этом возрасте. Они крадут вещи, которые им не нужны, с которыми они не знают что делать и часто - просто выбрасывают. Здесь чрезвычайно важно наказание, которое может последовать за содеянное событие. Отсутствие этого наказания включает аппарат повторения такого действия и нарабатывание стереотипа безнаказанности, отношение к чужой собственности, как своей собственной. Чаще всего это происходит в кругу семьи, у родителей, у сестер, у братьев, дедушек, бабушек. Поскольку, когда он был маленький у него было ощущение, что все общее, сейчас у него происходит расчленение этого представления, он видит кому какая собственность принадлежит и проверяет это: все ли это общее или не все. Иногда пытается это утверждать: "мы живем вместе", т.е. таким образом он ищет как бы социальную мотивацию своему поступку, объясняя, что "в нашем доме у нас все общее". Очень важно ребенку внести ясность на этот счет, объяснить, что даже общие вещи приводят к необходимости спрашивать о них можно ли их брать. Полезно бывает социальное осуждение, которое происходит независимо от родителей. Ребенку полезен опыт того, как посторонние люди относятся к этому факту, т.е. как общество может реагировать на его поведение. Цикл начинается с момента рождения и заканчивается незадолго до тридцатилетней годовщины человека. В этом цикле Сатурн является символом коллективного прошлого, т.е. определённой стадии развития общества, в котором родился человек, где он должен будет реализовывать свой потенциал. Задача личности на этом этапе - свержение ограничений, воздвигнутых вокруг него родителями, отказ от определяющего характера опыта, накопленного в прошлом поколениями его семьи, разрушение той крепостной стены, которую возвели для его безопасности родители или воспитатели. Сначала человеку необходимо вырваться из препятствующих его дальнейшему развитию традиционных ограничений семьи и общества, освободиться от авторитетного образа отца. Если эта задача не будет выполнена в течение первого цикла, человек потянет её за собой во второй, где она проявит своё негативное влияние, поскольку эта крепостная стена уже не защищает человека от враждебного мира, а препятствует его естественным изменениям. Каждый ребёнок начинает свою жизнь как существо абсолютно зависимое, не способное к элементарным проявлениям своей воли. По мере того, как транзит Сатурна удаляет его от радиксного положения, ребёнок становится всё менее зависимым. В течение всего первого цикла приобретение независимости получает всё более мятежный характер. И как бы тяжело ни приходилось в это время родителям, это явление необходимо для развития в ребёнке индивидуальности.
Второй транзит Сатурна -
оппозиция в возрасте 14-15 лет. Здесь происходит первое серьезное испытание сил. Это период и область, куда попадает оппозиция Сатурна характеризуется нетерпимостью. Она появляется в результате колебания между миром детей и миром взрослых. Эту оппозицию сопровождает квадратура второго цикла Юпитера. Ребенок производит одновременно впечатление и взрослого, и маленького. От него исходят серьезные суждения, глубокое понимание сути вещей и в то же время, чрезвычайная, неожиданная, шокирующая окружающих безответственность. Одновременно этот кризис сопровождается страхом ответственности, страхом самостоятельности, нежеланием вкусить этот довод. Иногда неосознанная тоска по безоблачному детству выражается в любви к каким-то детским вещам из которых он вырос, к игрушкам, к детской мебели и совершенно детским шалостям, которые казалось ему уже не свойственным. Но довольно часто это выражается крайне болезненным образом, сопровождается расширением области свободы и ростом ответственности за свои поступки, которые ему предъявляет реальность. Реальность в виде школы, родителей и общества требуют от него взрослого, осознанного ответа. Стремление освободиться от связывающих ребенка уз. Подросток достаточно часто выбирает путь ярой конфронтации и бунта. Многим известны побеги из дома в этом возрасте, побеги совершенно никуда, просто как факт выхода, необходимость иного, большего пространства. То пространство в котором живет ребенок при этой оппозиции мучает, сковывает его. В этот период группа сверстников представляет самые значимые ценности, очень важно в этом возрасте, чтобы у ребенка появились друзья, которым родители могут доверять, необходимо знакомиться с этими друзьями. Хотя очень часто в этот период он расстается с близкими друзьями ради нового опыта. Следующие вслед за этим поступки освобождения себя от родительского влияния и советов могут продолжаться вплоть до юношеского возраста и это бывает особенно тяжело, если Сатурн радиксный находится в сильном поражении, потому что такой протест заканчивается грустно, общество реагирует на антисоциальное поведение привлечением его к ответственности. И особенно грустно это потому, что такое поведение, проявление по оппозиции Сатурна не есть проявлением истинной потребности ребенка, в этом не есть его потребность. Но структура заковывает в нее, и он потом плохо ее воспринимает и отделяет от своих. Если Сатурн, символизирующий общественные принципы и моральные правила не дал о себе знать в соответствующий момент жизни, то это может выразиться в изоляции индивидуума от общества на несколько лет, и там ему трудно будет решить сатурнианские проблемы, активно трудно. Около 15-лет, в период пубертатного кризиса складывается оппозиция транзитного Сатурна своему радикальному положению. Для этого периода характерны жестокие колебания между детскими и взрослыми проявлениями личности. По мере того как подросток пытается взлететь на своих собственных крылышках, он обнаруживает, что быть взрослым - это совсем не то, что он представлял себе раньше. Вместе со свободой приходит необходимость брать на себя ответственность. Хотя сексуальные проблемы и взаимоотношения в возрастной группе в этот период имеют характер первостепенной значимости для подростка, они составляют только часть содержания кризиса. На ментальном уровне сейчас раскрываются способности личности к объективному восприятию, которые используются в направлении развития критичности. Именно здесь находится поворотная точка подростка: не только биологическое осознание своей половой принадлежности и социальных отношений, но и значительно более глубокие проблемы - противостояние семейным стереотипам развития, любым представителям власти, обществу, включая средства массовой информации и правительство. Желая избавиться от родительских или семейных ограничений, подросток нередко избирает поведение открытого протеста. Родители в отчаянии не знают, что предпринять. Ребёнок бунтует против всего, начиная с пищи, которую ему предлагают, и кончая отрицанием моральных устоев родителей. Группа сверстников заменяет родителей, преподавателей, а иногда и формулирует свои законы, отличные от действующих в обществе. Подросток усваивает мышление осаждённых: "Мы против Них", и популярность среди товарищей на этот период становится его высшей целью. Молодой человек цепляется за нормы одежды и поведения группы со страстью, близкой религиозному фанатизму. Это естественное движение личности на пути к достижению независимости, но как только он успокаивается, получив одобрение группы, его Эго приостанавливается в развитии своего творческого потенциала. Ещё один типичный феномен этого возраста - попытка подростка избежать ответственности. Особенно заметно это бывает, когда ребёнок безропотно и аккуратно выполнял какие-то домашние обязанности и "вдруг" стал от них отлынивать, а иногда категорически заявлять о своей занятости. Более тревожные формы протеста находят своё выражение в ранних браках. Большинство заключённых в этот период браков не ставит перед собой задачу формирования домашних обязанностей или следования семейным традициям. Выбрав себе партнёра среди сверстников и оборвав прочие связи с возрастной группой, молодой человек в отчаянии замечает, что снова оказался в тех же семейных пределах, и его естественным движением нередко бывает новый побег от нового очага. Если Сатурн (символ законов общества) не проявил всей строгости, когда ребёнок в 7 лет стащил свою первую жвачку, подросток может начать систематически воровать, теперь уже привлекая товарищей. При этом каждый раз предметом похищения может становиться всё более крупная или дорогая вещь. Рано или поздно Сатурн его настигает. Важно иметь в виду, что в течение этого периода подросток нуждается в установленной власти или в присутствии в его жизни авторитета, против которого он мог бы бунтовать. Если его поведение не определяется какими-то дисциплинарными нормами, он способен пойти очень далеко в поисках границ своей безнаказанности. Родители, которые предоставляют детям полную свободу в этот период, оказывают им плохую услугу. Бессильны бывают и те, кто, внушая детям страх, раньше добивался их послушания грубостью и жестокостью.
Третий транзит Сатурна -
расходящаяся квадратура в возрасте 21-22 лет. Этот аспект застает человека в тот период, когда он уже несет полную ответственность за свои поступки. Во многих других культурах, кроме нашей человек вступает в свои юридические права в этом возрасте. Тут наступает первый кризис сознания, он связан с окончательным разрешением основных философских вопросов возникающих, как правило, из-за начала самостоятельного существования. К этому возрасту ребенок часто выходит из-под крылышка родителей, и социальные планеты начинают работать в его карте самостоятельно, а не через родительский буфер. Размышлению над этим способствует завершение цикла Юпитера, близящееся завершение, которое позволяет приобрести значительный объем жизненного опыта, который к этому времени требует упорядочить себя, систематизировать. Этот первый кризис - кризис подведения итогов "что у меня не получилось и почему", попытка осознать свои возможности, сопоставить себя с более удачливыми сверстниками и проанализировать ошибки и потери. Это внутренний аспект, внутренний по событийности. Здесь не реальность наступает жестко перед человеком, а он начинает воспринимать ее серьезность. Многие люди говорят, что это период снимания "розовых очков". Это особенно важно для тех людей, которые к этому возрасту встают на самостоятельный способ жизни. Если они живут все еще с родителями и все еще общим домом, общей кассой это часто нивелирует эти проблемы и концентрирует их на попытках получить некоторую свободу от родителей. А у тех все еще есть надежда влиять на человека, на ребенка. Если кризис растущего квадрата в 7-8 лет был кризисом поведения, то кризис падающего квадрата, который складывается к 21-22 годам, соответствует внутреннему кризису сознания. В этот период человек может полностью избавиться от эмоциональной зависимости от мнения родителей. В этом возрасте человек признан в обществе "взрослыми" со всеми исходящими из этого статуса привилегиями и обязанностями. Во всех государствах с этого времени он имеет право голосовать и быть избранным, жениться, принимать алкоголь, подписывать договоры и соглашения без разрешения родителей, а в случае правонарушений несёт уголовную ответственность по всей строгости законов, существующих на территории страны проживания. В эти годы человек обычно заканчивает какое-то учебное или производственное обучение и готов приступить к своей профессиональной деятельности, обеспечивающей его существование. Он может вступить в разнообразные взаимоотношения с миром. Теперь у него нет необходимости убегать из дома. Родительское влияние, которое начало постепенно ослабевать уже с 7 лет, на данном этапе не составляет основной заботы индивидуума. Главная задача этого квадранта состоит в необходимости освобождения личности от определяющего влияния возрастной группы и принятия первых самостоятельных решений. При успешном достижении цели квадранта человек легко и быстро придёт к выводу, что истинная индивидуальность проявляется скорее на ментальном, чем на физическом уровне. Он может почувствовать себя на удивление одиноким и чужим в группе бывших товарищей. Освободив значительную часть энергии, индивидуум часто направляет её на обдумывание проблем философского характера, формирующих его мировоззрение. Падающий квадрат представляет последний напряжённый аспект цикла Сатурна прошлого и связан с возможностью освобождения от власти детских стереотипов поведения от ориентации на семейные ценности. При позитивном разрешении квадрата индивидуум готов к вступлению в партнёрские отношения по принципу равного с равным и может занять своё место в социальной структуре. Разрыв с возрастной группой не диктует необходимости отшельнического существования. Когда истинная свобода воцаряется в сознании человека, он выбирает себе друзей среди единомышленников, а не принимает идеи тех, с кем сводят его обстоятельства рождения, среда или уровень жизни. Если индивидуум всё ещё чувствует потребность в зависимости, он вступает в брак с тем, кто сможет выполнять при нём роль отца или матери. В этом случае он сохраняет инфантильное поведение, позволяющее не брать на себя ответственности, чем препятствует развитию в себе навыков взрослых партнёрских отношений. Если человек не сумел освободиться от своей зависимости от возрастной группы, ему трудно будет найти себе настоящих друзей и не ориентироваться в дальнейшем на вкусы и нравы соседей.
Четвертый транзит Сатурна -
соединение Сатурна транзитного с радиксным в возрасте 29-30 лет НАСТОЯЩЕЕ. Второй цикл Сатурна мы привыкли называть интеллектуально-психическим содержанием. Если первый цикл был в основном воспринят, то человек приобретает определенную степень стабильности в зоне Сатурна, т.е. в знаке и доме, равновесие. Он основывается на сформулированном уже, ясном, продуманном образе жизни, который связан с принятием ценностей и определением характера труда. Как правило, в этот момент Сатурн способствует процессу переоценки ценностей, переоценки тех ценностей, которые были важны в юности. Эта переоценка происходит уже более на высоком уровне, придает более отчетливую форму процессу и определяет его продолжительность. То на сколько трудно будет происходить эта переоценка, с какого уровня непроработанными и нерешенными проблемами человек встречается - этим и определяется продолжительность. В этот цикл формируются радикальные, политические представления, взгляды. В эти годы личность выполняет наиболее серьезные свои функции в социальном взаимодействии. Однако характер второго цикла полностью зависит от результатов достижения в первом цикле, который позволяет ассимилировать опыт течения первого цикла. Каждый человек должен испытать определенное количество транзитов в течении своей жизни, но он обладает свободной волей в области альтернативных проблем и реакций по отношению к реальным транзитам, поэтому вопрос, часто задающийся астрологу "как может различаться судьба людей родившихся в довольно близкое время в одном и том же месте, почему их судьба различна детей, родившихся в одном роддоме в течении одного часа?". Даже самое относительно малое расхождение в радиксах, отличает метод расшифровки и способ перехода на новую фазу цикла, способ расшифровки транзита, как его воспринимает человек - активно или пассивно, ассимилируя имеющийся опыт или не обращая на него внимания. Реагирование на первую фазу первого цикла у каждого человека может быть сугубо индивидуальное и оно сопровождается тем, что в последующих циклах это незначительное различие в это время пока количественное, выраженное в градусах, быть может точности аспекта, приводит рано или поздно к значительной несхожести уже качественного характера и по-разному отражается в развитии этих людей. Эти различия являются основанием для формирования неповторимой личности, способности человека зависят от их правильного определения и от того, как они будут расскрыты и кем, а вовсе не от их потенциального количества в генотипе. Если случается так, что некоторые фазы первого цикла остались неиспользованными взрослый человек во второй фазе , и это часто бывает в возрасте 45 лет, будет вынужден решать те же самые проблемы, которые он не решил в возрасте 15 лет. Это так называемые комплексы детских проблем. Безусловно для этого нужно взаимодействие психотерапевта или астролога. Реально это возможно, но чрезвычайно трудно, поскольку осуществляется на ином уровне собственного осознания, человек относится к себе как к взрослому, социально сложившемуся, проявившемуся существу, у него есть другой социальный статус, а проблемы иногда остаются детские. Поэтому часто в работе с клиентом мы ищем возможность вернуть его в его чувственный детский опыт в поисках неразрешенных проблем или корней. Есть риск, что второй цикл Сатурна может стать социально малопродуктивным и иногда повторением первого цикла. Если этих детских проблем остается очень много. Образованию детских проблем способствует взаимоотношение в радиксе Солнца, Луны и Сатурна. Новый цикл начинается накануне 30-летия, в момент возвращения Сатурна в радиксную точку. Часто этот год становится годом выбора, определяющего направления жизни, профессии и предпочтительного типа партнёров. Содержанием второго цикла является развитие потенциала продуктивности. В течение всего следующего круга Сатурна человек борется за обеспечение своей жизни и за то, чтобы создать что-либо ценное в своём обществе. На этом этапе Сатурн выступает в роли тирана, который подчиняет настоящее индивидуума рутинному импульсу существования. Эволюция в течение второго цикла зависит от степени зрелости, достигнутой личностью за первые 30 лет. Если в течение первого цикла в человеке созрел творческий потенциал, второй цикл станет периодом развития позитивной творческой деятельности. Но если человеку не удалось высвободить свою собственную энергию от родительских ограничений или установок возрастной группы, второй цикл Сатурна может стать для него искажённым повторением первого. Из этого не следует, что, если человеку не удалось полноценно ответить на вызовы Сатурна до 30-и лет, он обречён на тусклое и незначительное существование. Ещё одна возможность разрешить конфликты подросткового периода представится в 45 лет. У нас всегда остаётся в запасе ещё один шанс, но стереотипы поведения к этому времени укоренятся глубже в бессознательное, и решение бывает сопряжено с преодолением большего числа трудностей. С началом второго цикла Сатурна личность сталкивается с другими условиями других ограничений, которые определяют новое направление его жизненной энергии (паттернов сознания и характера) на следующие 30 лет. Это довольно тяжёлый в психологическом отношении момент для каждого, потому что человек отчётливо видит или чувствует, как что-то в его жизни подошло к концу, а то, что идёт ему на смену, едва различимо. Довольно часто в начале цикла наблюдается тенденция отрицания достижений прошедшего периода, который рассматривается не с позиций образования навыков (как следовало бы), а больше с точки зрения его продуктивности для следующих 30-и лет. На последнем падающем квадрате в возрасте 21-го года) многие формулируют для себя цель, которой хотели бы достичь к 30-и годам. Мы часто слышим от 20-и летних: "Если к 30-и годам у меня не будет ...", подразумевая, что они и думать не хотят, что именно этого у них может не быть в 30 лет. А что они будут делать остальную часть жизни, реализовав своё желание, молодые люди обычно не планируют. Слава Богу, большинство не достигает поставленной цели в указанный срок, тогда перед ними разворачивается ещё один жизненный период, когда они смогут развивать, расширять, совершенствовать и усложнять свою задачу. Возвращение Сатурна в радиксное положение предоставляет человеку возможность переоценить юношеские мечты, взглянуть на них с позиций более зрелого человека. Это момент сосредоточения и глубокого раздумья перед новой долгой дорогой длиной в 30 лет.
Пятый транзит Сатурна -
расходящийся квадрат в возрасте 36-37 лет. Начинается в четвертом цикле Юпитера, застает человека уже стоящим на пути к психической зрелости, с определенной способностью осознавать свои реакции на воздействие окружающей среды. Возникает четко очерченное, пока еще пустое жизненное пространство, которое индивидуальность может заполнить различной деятельностью или интересам к материальным ценностям разного рода. Осознание значения жизненного пространства становится либо общественным условием дальнейшего развития, либо приводит к накопительской жизни, когда личность в погоне за материальными ценностями стремится в полном смысле слова заткнуть ниши образовавшегося пространства, и это задерживает его развитие, характерное для этого цикла, развитие психическое и интеллектуальное. Этот период может быть очень критичным для женщины, он может быть последним периодом плодородности. Начинается семилетний цикл возможности иметь детей. Именно в этом цикле человек оценивается молодежью, как очень старый для того, чтобы вершить общие семейные дела. Либо сам воспринимает их чуждыми себе. Это открытие иногда приводит к травмированию человека, во всяком случае, воспринимается шоком и вызывает потребность в изоляции с последующими разрушениями. Кризис поведения второго цикла Сатурна, аналогичный кризису, имевшему место в 7-8 лет, происходит около 36-и лет. К этому возрасту человек обычно уже достиг устойчивого статуса в социуме, и перед ним может возникать вопрос о том, соответствует ли он требованиям, которые предъявляет ему общество в связи с занимаемым положением. Откуда черпать необходимые силы? Насколько его возможности отвечают уровню его притязаний? Что определяет его жизненную мотивацию? Почему ему нужно то, что безразлично многим другим? Личность обращается к источнику у своих глубинных реакций в поиске ответов на эти вопросы. Растущий квадрат Сатурна связан с возникновением у человека потребности понять себя, своё поведение через связи с предками, проследить развитие своих базальных реакций во времени. Личность переживает глубокий интерес к своему внутреннему миру, истории, культуре, в особенности своей души. Этот процесс может сопровождаться ощущением отстранённости, потребностью в уединении. Человек становится свободнее, осознавая механизмы своих бессознательных реакций и потребностей, высвобождаясь от их импульсивного характера. Избавившись от подавляющей его свободу власти прошлого, человек может остро переживать состояние душевной пустоты и поспешить заполнить его новыми привязанностями: людьми или предметами. При этом он забывает, что для всякого развития (роста) необходимо свободное место. Часто в этот период у людей возникает потребность в устройстве нового жилища, что влечёт за собой переезд на новое место, покупку загородного дома или реорганизацию старого. Внутренняя потребность в новом личном пространстве организует внешнюю деятельность человека. По мнению Рэдьяра растущие и падающие квадраты этого цикла Сатурна имеют сильный юпитерианский оттенок (они совпадают с критическими точками его цикла): Юпитер, полярный по своим принципам Сатурну, может компенсировать человеку напряжение, связанное с сатурнианскими ограничениями, через финансовые вознаграждения и социальный успех. Впервые в своей жизни на этом этапе человек сталкивается с проблемой собственного возраста: оказывается, он уже "не так молод" для каких-то занятий, форм поведения, одежды, переживаний. В профессиональном отношении в обществе, ориентированном на молодых, некоторые двери перед ним закрываются: "требуются люди не старше 35-и лет". Несмотря на то, что большинство людей сохраняет к этому времени прекрасную физическую форму, они тем не менее замечают, что тело всё меньше выносит прежние нагрузки. Человек обращает внимание, как буквально на глазах выросли его дети и состарились родители. Появляется мысль о том, что если остались ещё нерешённые проблемы с родителями, их надо решать как можно скорее - родители уже не кажутся бессмертными, как это представлялось в 7 лет. Если в этот период человек не теряет одного из родителей, он становится свидетелем смерти кого-то из их сверстников. Времени остаётся неожиданно мало, исчезает привычное ощущение, что впереди ещё целая вечность. Этот период (35-36) может стать критическим в жизни женщины, которой раньше казалось, что время рожать детей ещё не пришло, она ещё успеет. Сейчас наступил момент осознания, что она на пороге последней четверти (до оппозиции Сатурна) периода своей способности к деторождению. Для женщины, уже имеющей детей, также возникает необходимость решить, хочет ли она иметь ещё одного.
Шестой транзит Сатурна -
оппозиция второго цикла в возрасте 44-45 лет. Он иногда бывает чуть раньше или чуть позже. Это связано как проходит по чувствительной точке транзит Сатурна - прямо или делает перебой. Этот цикл приносит один из наиболее сильных кризисов. Человеку в этом периоде приходится оценить свою жизнь, соотнести ее с собственной системой ценностей, а не исходя из системы ожидания со стороны сверстников, родственников, товарищей по работе. Эта оппозиция дает оценить, что на данном этапе развития является нашим жизненным капиталом. Нет ничего удивительного, что для большинства людей этот кризис проявляется чрезвычайно остро. Положение Сатурна в знаке и особенно в доме представляет характер этого кризиса и указывает на способ его проявления. Эта оппозиция доводит человека до крайних форм мерила, повышенной раздражительности из-за утраченной молодости и является ни чем иным, как некоторым ожиданием смерти. В этот период человек начинает наблюдать смерть своих сверстников, которая происходит не из-за тяжело сложившихся условий, а естественным образом. Сверстники, умирающие по природным причинам, заставляют человека задумываться о том, что же сделал он, что он успел, как много ему осталось, сколько у него сил на совершение не получившегося и стоит ли его делать? Этот возраст совпадает с оппозицией четвертого цикла Юпитера. Достаточно часто в этом периоде человек испытывает нарастающее чувство бунта, бунта против закрепощающих свободу человека условий семьи или общественных норм. Подобно тому, как он это делал в детстве, в подростковом возрасте человек иногда убегает из дома, рвется убежать из дома. Это бывает иногда запоздалое стремление начать все сначала, обрести новую профессию, порвать семейные узы. Развод же в этом возрасте оказывает существенное влияние на психику и на материальные меры человека, как бы идет мощный подрыв основ его существования. Стихийность и взлетчитость определенных проявлений, наблюдаемый в данный период находится вне сферы влияния Сатурна и Юпитера, здесь еще идет транзит оппозиции Урана. И все эти кризисные ситуации усугубляет этот период. Многим людям свойственно значительное предчувствие точного аспекта и события начинают развиваться заранее, поэтому кажется, что период от 41 до 46 лет является тяжелым, затянувшимся кризисом. На этом аспекте в 44-45 лет происходит кризис самооценки: человек оценивает свои достижения за период от 29 лет (с момента начала 2 цикла). Ключевым словом этого периода может стать слово ОБЪЕКТИВНОСТЬ. При позитивных обстоятельствах индивидуум рассматривает свою деятельность за истёкший период с точки зрения удовлетворения личных потребностей и ценностей, а не с позиций ожиданий семьи, возрастной группы или общества. Он формирует смысл своего существования. Несмотря на то, что этот процесс приходится на период кризиса, творческий потенциал личности может реализоваться во всей силе, если человек пришёл к осознанию смысла своей жизни. В этом случае оппозиция Сатурна сопровождается ощущением уверенности в избранном пути, ясным видением актуальных задач на самый творческий и продуктивный период жизни между 44-я и 59-ю годами. Если в этот период индивидуум всё-таки наталкивается на препятствия, можно быть уверенным, что корни зла упираются в его незрелость, неуверенность в себе, в глубинную ущербность. Осознав причины своих трудностей, человек может сделать ещё одну попытку коренных личностных изменений и в 45 лет получить опыт переживаний, которых ему недоставало в прошлом. Правда, если пропасть между идеалом и реальностью к этому времени стала слишком глубокой, чувство неудовлетворённости, поражения и бессилия перед тяжёлой задачей могут заставить человека отказаться от борьбы на пути индивидуации и подчинить свою жизнь бесцветному существованию без какого-либо личного направления, в рамках норм общепринятого. Проблемы второй оппозиции близки к проблемам человека в 15 лет: они снова касаются сексуальной сферы, отношений со сверстниками и на физиологическом уровне связаны с гормональными изменениями. У женщины наступает менопауза, заканчивается детородный период, а мужчина замечает перемены в сексуальной потенции. Оба переживают ослабление физической привлекательности. Видимыми становятся признаки старения. Для людей, живущих в обществе, ориентированном на молодёжь, попытка оттянуть наступление старости могут определить направление актуальных забот этого периода. Хирургические операции, косметические препараты, витамины, гормональное лечение, средства для изменения веса... далеко не полный перечень услуг, которые предлагает общество желающим продлить молодость. Многим старость представляется бездной отчаяния, на дне которой затаилась реальная смерть. Наступает период, когда человек сталкивается с потерей сверстников, умерших так называемой естественной смертью. Нередко в этот период умирает один из родителей. Возможно появление проблем, напоминающих проблемы подросткового периода: родители не могут больше обходиться своими силами, и человек берёт на себя заботу о них, снова попадая в зависимость. Теперь характер этой зависимости обратный. Если к этому времени остался неразрешённым какой-то родительский комплекс, человек может перенести его на отношения с начальником, коллегами или супругом. Только теперь бунтарский характер поведения приведёт человека в тупик. В 45 лет обычно уже поздно менять работу, зато развод для многих кажется эффективным и даже универсальным средством достижения перемен. Человек винит супружество во всех психологических трудностях, возникших в своей жизни (вспомним, что в 15 лет человек во всех трудностях винил родителей). Новый партнёр помогает укрепить чувство уверенности в своей сексуальной привлекательности, наполняет пустоту существования новым смыслом, стимулирует личность к новым достижениям на профессиональном поприще. Многие подростки бегут из дома и женятся, а так называемые взрослые совершают ту же ошибку.
Седьмой транзит Сатурна -
падающий квадрат второго цикла в возрасте 52 лет Сходящемуся квадрату предшествует завершение второго цикла, которое приходится на творческий период жизни большинства людей. Квадратура порождает в человеке потребность познать нечто новое. Некоторые люди неожиданно для себя в этот период оказываются на школьной скамье, они начинают углублять свои познания, которые ранее не выходили за рамки хобби, другие люди совершают путешествия давно задуманные, у многих осуществляются задержавшиеся мечты. Достижение и опыт этой области, области сходящегося квадрата чрезвычайно существенны, потому что многие занимаются тем, что может быть еще не было освоено, не включено в профессиональную иерархию. Таким образом, в этот период смысл жизни иногда переносится на деятельность, которую человек до этого воспринимал, как любительскую. Однако у многих людей, занимающих незначительные посты в обществе появляется опасная тенденция выжидания, и такая позиция грозит утратой смысла жизни, сопровождается пустотой и ощущением поражения, потери ранее приобретенных ценностей. Кризис сознания 52-лет, который приходится на падающий квадрат Сатурна, составляет симметричную пару с кризисом 22-23-х лет. Снова человек оказывается перед необходимостью освободиться от каких-то паттернов поведения, восприятия или мышления. Сейчас, на средней точке самого продуктивного и творческого периода жизни, индивидуум может сделать ещё одну попытку осуществить то, что ему не удавалось раньше. Если он принимает новый вызов Сатурна, то это происходит в силу благоприятного влияния Юпитера на квадрат, и жизнь личности простирается в сфере социальной деятельности, расширения её прежних границ. В этот период многие идут учиться, и перед ними открываются новые горизонты, перспективы профессионального и духовного развития. Некоторые находят удовлетворение в творчестве. Освобождающаяся энергия направляется на занятия музыкой, живописью, фотографией, садоводством и т.д. *конец*
назад