Сверхчувства, пси поля
Мы переходим на следующую ступень нашего пути к специальности
парапсихолога. "Начальное
образование" мы уже завершили, так что впредь целиком и полностью займемся
феноменами Пси. Однако, прежде чем
мы проникнем в теорию и практику сверхчувствительного восприятия и психокинеза, вспомним вкратце о том.
что мы смогли усвоить за последние 13 месяцев в плане знаний и способностей:
так, мы многое узнали о мире и о космосе, интегрированной составной частью
которого мы являемся: разобрались в физиологических и психологических
функциях нашего собственного организма, научились полностью держать их под
контролем и, наконец, получили первый паранормальный опыт.
Таким образом, достигли двух "этапных целей" нашего образования, а
именно: понимания нашего положения и задачи внутри общекосмического процесса, а
также власти над своей собственной личностью. И поэтому теперь наступило время
подвести первый итог и в письменной форме ответить на следующие вопросы:
- Как сказалось расширение сознания, достигнутое упражнениями курса по парапсихологии, на нашем общем психическом самочувствии (стали мы
спокойнее, увереннее в себе, удовлетвореннее и счастливее, чем до начала
обучения)?
- Удалось ли нам избавиться, например, от имевшихся психосоматических недугов (чувствуем ли мы себя сейчас здоровее и
жизнеспособнее, чем перед началом занятий)?
- Насколько изменилось наше отношение к миру и к жизни в положительную сторону
(легче ли мы теперь находим общий язык с окружающими нас людьми, достигли ли мы
считавшихся ранее невозможными личных или профессиональных успехов, улучшились
ли наши отношения с супругом?
- Какие паранормальные феномены мы уже смогли выявить в себе или вызвать во
внешнем мире (возникали ли определенные феномены "спонтанно" или мы
уже могли "создавать" — например, устанавливать телепатические
контакты, принимать информацию ясновидения или видеть Пси-поля)?
- Что в курсе парапсихологии ИППН мы
находим особенно удачным, где возникали трудности при выполнении упражнений или
в понимании теоретического материала, и что в учебном материале могло бы быть
улучшено со стороны институт?
Примечание: высказанная в лекции 1 гипотеза о том, что кванты космической
энергии — это. возможно, нейтрино, более ИППН не поддерживается. Согласно
новейшим данным, речь идет, скорее всего, о так называемых "виртуальных
фотонах"!
СВЕРХЧУВСТВЕННЫЕ ВОСПРИЯТИЯ
Информация, посредством которой мы можем воспринимать рецепторами наше
близкое и более отдаленное окружение, имеет большей частью вторичную природу,
т.е. мы получаем ее "из вторых рук".
Так. хотя молекулы запаха и вкуса, исходящие от органических и неорганических
веществ и соединений и по воздуху попадающие на вкусовые рецепторы во ргу, и
говорят нам кое-что о химическом составе этих веществ (вкусно, невкусно,
ядовито), но ничего не сообщают об атомарном строении, не говоря уже об
"истории", этих веществ и соединений.
Звуковые волны, которые являются не чем иным, как вызванными механическими
процессами колебаниями воздуха, хотя и дают нам с помощью механорецепторов ушей
грубое впечатление об этих процессах, но мало "говорят" оо их
причинах (так, услышав раскаты грома, мы сможем сделать не много выводов о
процессах электрических разрядов, которые являются причиной возникновения молнии).
И с тепловым излучением обстоят дела так же: терморецепторами нашей кожи мы
воспринимаем не отдаваемое частицами, из которых состоит наша Вселенная,
излучение тепла, так называемое "излучение черных тел", а ощущаем
только возбужденное фотонами движение молекул в воздухе, в жидкостях или на
поверхности тела как "тепло" (в зависимости от скорости движения
молекул как холодное, более или менее теплое или горячее).
Наконец, воспринимаемое нами оптическое световое излучение является — если мы
не смотрим непосредственно на искусственный или естественный источник света (та
кой. как Солнце) — ничем иным, как отраженным с поверхностей тел остаточным
излучением других источников света (см. лекцию А) и, значит, также информацией
из "вторых рук": оно позволяет нам только судить о форме и свойствах
поверхностей тел, но не об их структуре и "сущности". Эта
ограниченность органов чувств повинна в том, что парапсихолог может
воспринимать окружающий его мир лишь в общих чертах и получает только
схематический образ процессов вокруг него. Возможные, но крайне редкие
сверхчувственные спонтанные восприятия, которые иногда позволяют ему на
короткое время заглянуть в события, удаленные во времени или в пространстве
(видения или "седьмое чувство", как говорят в народе), не дают ему
ясного понимания происходящего, ведь он не может ни осознавать, ни
интерпретировать его.
Большинство людей на редкость хладнокровно воспринимают состояние своей
рецепторной ограниченности. Спонтанно происшедшие собственные сверхчувственные
восприятия хотя и повергают их в изумление и удивление, но не пробуждают в них
желания улучшить свои способности к восприятию. Все связанное со
"сверхчувственным" вызывает у них. по меньшей мере, подозрение, ведь
им родителями, школой и обществом была навязана технически ориентированная и
строго схоластически настроенная способность воображения.
При этом им нужно было выглянуть в окно, чтобы увидеть живое доказательство
возможностей "сверхчувственных" восприятий: мы имеем в виду животных
и растения, населяющих вместе с нами Землю, "сверхчувства" которых не
подвергаются сомнению ни одним ученым-схоластом — даже тогда, когда он не может
себе объяснить или объясняет лишь неполно механизмы их действия.
Нас, как парапсихологов, конечно,
никто не должен более убеждать в возможности сверхчувственного восприятия, ведь
в этом плане мы уже имели возможность сами получить те или иные подтверждения
(в институте имеется множество отчетов участников курса по парапсихологии, которые уже после
6-месячного обучения могли, например, вступать в телепатические контакты). 1/1
если в следующей главе мы все же будем рассматривать способности восприятия
животных и растений, то сделаем это только для того, чтобы дополнительно
убедиться в том. каким многообразием коммуникативных, информационных и
ориентацион-ных возможностей обладают формы жизни, "более
примитивные", чем мы, люди.
"СВЕРХЧУВСТВА" У ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
Многие живые существа обладают возможностью воспринимать информацию об
окружающем мире, которая намного превосходит человеческие возможности. Так,
многие из них способны воспринимать электромагнитные переменные поля и очень чувствительно реагировать
на изменение силы поля. Особенно
ярко это иллюстрировали опыты Л.Шу-ха. который проводил их с золотистыми
хомяками.
В нескольких стеклянных террариумах Шуха содержал по одному хомяку. После того,
как они там "обживались" и привыкали к определенному месту кормления
и отдыха, над их жилищами устанавливали плоскостные антенны. И теперь через
неравномерные промежутки времени часами создавали электрические переменные поля с напряжением от 100 до 900 вольт
на метр и частотами от нескольких до 10 000 герц. Такие условия возникают при
обычных грозах. За 48 часов все животные перенесли свои гнезда на участки
террариумов, свободные от электрических полей. Если же весь террариум
подвергался воздействию полей, то хомяки начинали вест$ настоящую
"цыганскую жизнь" и постоянно перемещали свои гнезда с места на
место.
Совершенно очевидно, что хомяки при этом нигде не чувствовали себя хорошо.
Особенно остро реагировали самки с детенышами. Для них уже было достаточно
изменения поля над гнездом в 10
вольт на метр, чтобы перетащить детенышей из гнезда в самый отдаленный угол
террариума. Затем они переносили туда гнездо и кормушку.
И пчелы заметно реагируют на изменения электромагнитного поля, возникающие, например, из-за атмосферных процессов. Так было
доказано, что доля невылетов за добычей особенно высока тогда, когда интенсивны
атмосферные нарушения электромагнитных полей. Более точные физиологические
причины этих явлений неизвестны, хотя и установлен целый ряд биохимических
изменений, могущих находиться во взаимной связи с ними.
Еще более чувствительно реагируют на электрические поля и токи водные животные. Очень яркой иллюстрацией этого
является одно открытие, которое вначале поставило ученых в тупик.
Акулы, быстрые и энергичные морские разбойники, охотятся не только за добычей,
плавающей в толще воды, но и за морской камбалой, которая зарывается в песок на
глубину до
Если вместо камбалы в песок завернуть два электрода и создать между ними
небольшое напряжение, то акула спутает их с камбалой и набросится на них.
Чувствительность акулы к электрическим полям
необыкновенно высока: достаточно одной миллионной части вольта на метр, чтобы
возбудить ее высокоразвитый поисковый орган, состоящий из тысяч ампул Лоренца
(см. рис. 1).
Рис.1. Электрические органы чувств рыб -- ампулы Лоренца — располагаются
глубоко под кожей. Желеобразная субстанция, собирающая в пучок силовые линии
электрического поля, как линза,
находится в полости, которая соединена с внешним миром с помощью канала. Нервные
клетки на дне этой полости принимают электрические раздражения и передают их в
центральную нервную систему.
Кроме акул имеются другие многочисленные группы рыб — сомы, скаты и киты —
обладающие удивительной чувствительностью к электрическим полям. 7 семейств рыб, к которым относятся и электрический угорь
(см. рис. 2), и большая нильская щука, и электрический сом, обладают, кроме
того, электрическими органами, состоящими из видоизмененных мышц или из
модифицированных кожных желез.
Рыбы, обладающие слабым током, такие, как африканская нильская большая щука.
300 раз в секунду испускают импульсы тока от нескольких сотых до единиц вольт,
когда они хотят исследовать свое окружение. Каждый из этих разрядов создает
внутри рыбы электрическое поле, которое тянется от отрицательного полюса в
хвосте к положительному у головы (рис. 3), где находятся органы восприятия.
Здесь фиксируются изменения электрического поля,
которые обычно совершенно симметричны.
Рис.2. Электрический угорь.
Хорошие проводники — рыбы или растения — притягивают силовые линии поля, а плохие проводники — камни — их
отталкивают. Таким образом изменяется интенсивность проникающих в ампулы
Лоренца силовых линий поля, и рыба
может воспринимать процессы в своем окружении.
Для общения друг с другом рыбы со слабыми токами используют электрические
импульсы: если они встречаются со своими электрическими полями, то мешают друг другу в приеме силовых линий поля, подобно двум радиопередатчикам,
работающим на одной и той же длине волны. Испускание импульсов тока
приостанавливается, за это время оба партнера или соперника меняют частоту, так
что оба смогут теперь отличить собственные импульсы тока от чужих. Таким
образом, они электрическим путем испускают частотно смодулированные сообщения
типа: "Исчезни, это мой участок".
А рыбы с сильными токами, такие, как электрический угорь, вырабатывают
электрические токи не только для
связи, но и для того, чтобы парализовать свою добычу. Испускаемые для охоты
импульсы могут достигать напряжения до 600 вольт и силы тока до 0.5 ампер и
длиться несколько секунд (во время опыта можно было бы зажечь электрическую
лампочку, если бы оба контакта были соединены с головой и хвостом рыбы).
Сухопутные млекопитающие тоже могут воспринимать невидимые излучения, некоторые
даже из высокоэнергетической коротковолновой области. Например, калифорнийские
ученые установили, что крысы — видимо, с помощью рецепторов в затылочной части
головы (их теменной чакры) — могут воспринимать ренгеновские лучи.
Инфракрасную область электромагнитного спектра, которая проявляется в виде
теплового излучения, используют змеи во время охоты за добычей. Очень слабое магнитное поле Земли (0.4х10'4 теслы) служит многим
организмам для ориентации. Так, мухи и многие другие насекомые
успокаиваются предпочтительно в направлении поперек (восток—запад) или
параллельно (север—юг) относительно силового поля; магнитное поле Земли
влияет и на морских улиток, червей и раков. Некоторые же морские
бактерии плавают и находят защиту в иле под углом к силовым линиям поля
(такое поведение определяется, очевидно, маленькими ферромагнитными
частицами в бактериях, которые даже будучи уже мертвыми продолжают
ориентироваться в силовом поле Земли).
Рис.3. У большой нильской щуки (слева) силовые линии электрического поля располагаются, как линии поля магнитного стержня (справа), пока не меняются под влиянием внешних воздействий. Отрицательный полюс находится на конце хвоста рыбы.
Особенно хорошо изучены воздействия магнитного поля Земли на
ориентационный танец пчелы, которым пчелы-разведчицы сообщают своим
сородичам направление и удаленность вновь обнаруженных запасов пищи.
Когда они с помощью танцевых движений на вертикальных участках сот
указывают направление, то описывают его как угол полета относительно
Солнца (угол азимута). При этом направление силы тяжести является
символом направления на Солнце.
Ученые Линдауэр и Мартин открыли, что навигационные данные
пчел-разведчиц содержали систематические ошибки, которые зависели от
направления магнитного поля Земли и на которые могли сильно повлиять
искусственные силовые поля.
Рис.4. В темном улье возвращающейся назад пчелой угол на вертикальной соте переносится на противоположное силе тяжести направление (G) и сообщается другим пчелам с помощью хвостового танца.
Несмотря на это, другие пчелы могли совершенно правильно
прочитывать сигналы. Если ориентацион-ные танцы вынужденно производились
на горизонтальных поверхностях, то танцующие пчелы, кроме того,
предпочтительно выбирали в качестве "направления Солнца" еще 4 компасных
курса. Эти предпочтительные направления пропадали, когда силовое поле
Земли искусственно понижали до нуля. Удалось также доказать, что
магнитные бури оказывают влияние на танцы пчел.
Птицам возможность ориентироваться дает большой спектр
восприятий органами чувств: определением давления воздуха они могут
устанавливать высоту своего полета с точностью до 10 м, ориентироваться
по удаленным на тысячи километров инфразвуковым волнам, поляризации
солнечного света и положению созвездий и воспринимать запахи ароматных
веществ на расстоянии в несколько сот километров.
При перелетах в удаленные на тысячи километров зимние квартиры и
назад, в летние квартиры, помощью в навигации перелетным птицам также
служит магнитное поле Земли. Опыты над малиновками доказывают, что они
сохраняют свое врожденное направление перелета (юго-запад — осенью,
северо-восток — весною) и в закрытом помещении при отсутствии оптических
признаков, ориентируясь лишь по магнитному полю Земли. Под воздействием
искусственного поля, повернутого на 180° по отношению к магнитному полю
земли, птицы вынуждены были лететь в противоположную нормальному
направлению перелета сторону.
Рис.5. Осенний перелет каменок обыкновенных от мест выведения птенцов к местам их зимовки. Все популяции этого вида — от аляскинско-си-бирской до гренландско-канадской зимуют в Африке и дважды в году преодолевают для этого расстояния до 13000 км.
Тот же эффект был достигнут и в отношении голубей (не являющихся перелетными птицами) с помощью прикрепленных к их головкам маленьких двойных катушек с протекающим через них током, которые меняли полярность вертикальной составляющей силового поля Земли в области головы птиц, так как именно здесь, над глазами, располагается их магнитный "компас" — крохотное тканевое поле, в котором расположены кристаллы магнетита (окисел железа, обладающий способностью намагничиваться). Даже у растений ботаник проф. Лесли Эндюс смог доказать восприимчивость к магнитным полям: он установил, что сильные искусственные градиенты силового поля влияют на рост. Подобные выводы относительно грибов сделал русский ученый Алексей Титаев.